Итак, кажется я достаточно отошел, чтобы рассказать немного о нашей пасхальной поездке.
Уже почти традиционно Пасху мы встретили в новом для себя храме (это моя 17-я Пасха в Церкви, и встречены они были в 9 разных местах) -- в Амстердамском храме Николы "во Иордане" (этот Иордан не имеет никакого отношения к известной реке, это район Амстердама, название которого происходит от французского jardin -- сад). Приехали в Великий Четверг, к Страстям (хотели днем раньше, но не получилось, так что литургию Великого Четверга в этом году мы, увы, пропустили), уехали после благовещенской литургии в Светлую Среду. Жили все это время в одной из монастырских келлий -- приход там расположен в комплексе бывшего католического монастыря, так что кроме храма (настоящей базилики!) есть множество разного рода жилых и подсобных помещений.
Все прошло замечательно (особенно приятно, что ответственности на нас практически никакой не было, мы просто пели в хоре, что по сравнению с нашими обычными пасхальными приключениями можно назвать отдыхом :), очень приятно было петь под руководством опытного регента.
Подробно описывать все нет никакого смысла, напишу для памяти несколько интересностей и забавностей...
В пасхальную ночь к нам на клирос пришла первая леди одной маленькой, но очень гордой страны -- она с подругой хотела попеть что-нить. На вопрос регента, что они умеют петь, было предложено Трисвятое. Пришлось их огорчить, что Трисвятое в эту ночь не поется... "Христос воскресе" они не знали, тогда регент им предложила спеть ектению -- увы, они тоже не знали... такого слова :) На ходу разъяснили им, что это "Господи, помилуй". Ну, вроде как они решились это спеть. По ходу службы просигналили диакону, чтобы он возгласил на их языке (там есть такой замечательный дьякон-полиглот!), но в самый ответственный момент высокие гости перепугались и так ничего и не спели :(
Петя все время провел в играх с многочисленными местными детьми, было большой проблемой привести его в себя хотя бы на службе. От батюшкиной дочки (с которой, как выяснилось, Петя абсолютный ровесник -- они родились в один день одного года!) в отношении Пети был высказан забавный глагол "шпионерить", который мы тут же переделали, присвоив Пете почетное звание "шпионер" :)
Еще один словесный перл родился у меня в сотворчестве с батюшкой. Он, обращаясь к одной особо настырной прихожанке, сказал: "Пожалуйста, оставьте меня в покое! Отойдите на расстояние дружеского..." -- и задумался, а я продолжил: "...пушечного выстрела" :) Формулировка "расстояние дружеского пушечного выстрела" в нашей семье теперь явно войдет в анналы!
Несмотря на огромные размеры храма, во время освящения куличей (даже ночью!) была неслабая давка. Народ с куличами пришел самый разнообразный -- все-таки столица как-никак. Особенно меня поразили яркие типажи "новых русских братков", словно вышедшие из анекдотов, я думал, таких уже давно нет -- из российской глубинки они, что ли, приехали? Мы с Леной вдвоем с огромным трудом смогли пробиться к батюшке, чтобы попеть во время освящения -- из хора больше никто пробиться так и не смог (или не захотел -- после всех служб Страстной и пасхальной всенощной уже как-то не до проталкивания через толпу). В конце освящения батюшка сказал, что "певчие явно заслужили по яичку" -- мы испугались, что нас теперь яйцами и прочей едой просто завалят. Но зря :) Из сотни или около того освящавших снедь ни один не дал нам ничего, что в своем роде тоже забавно. Однако когда уставший хор наконец-то пробился к трапезной (она там называется "кофейной"), чтобы хоть чего-то перекусить (еда для разговления в значительной степени готовилась активом храма из пары десятков человек), то нас ждали преимущественно чистые тарелки и пустые бутылки :) Зато когда я открыл собственную бутылку вина, ко мне тут же выстроилась очередь с пустыми стаканчиками :) Впервые с этим феноменом мы столкнулись в Париже, но он нас до сих пор ставит в тупик: откуда эта страсть к халявной еде у жителей западных столиц? Ни в американской или голландской глубинке, ни, тем, более, в России, ничего подобного мы никогда не видели, обычно проблема иного плана -- все приносят столько еды, что невозможно не только все съесть, но даже все попробовать...
Как и на Рождество, я там неслабо в этот раз "прославился" -- опять попросили канонарить, а пространство храма там не располагает к привычному пению вполголоса, как обычно удобно в большинстве маленьких церквей. К тому же из-за жуткой реверберации приходится довольно долго растягивать слоги... Короче, все опять получилось в худших традициях дьяконов, сбивающих висюльки с паникадила :) А потом меня отыскивали многие прихожане и захожане и высказывали всяческое почтение моему голосу, ставя меня в неловкое положение. Ну, еще если тебе делают комплимент, что у тебя "красивый" голос, то где-то понятно как реагировать. Но как реагировать, когда восхищаются тем, какой твой голос "сильный" или "большой"? Еще труднее подыскать ответ на постоянный вопрос: "Вы, наверное, где-то учились?" -- точнее трудно удержаться от того, чтобы не съехидничать в ответ: "Да, на Физтехе" :)