Пасха 2004

Apr 08, 2009 17:03

Поскольку уже произошло несколько недоразумений -- ВНИМАНИЕ на заголовок, речь идет о Пасхе 5-летней давности, запостил я это в плане подготовки к приближающейся Страстной и Пасхе этого года

Наткнулся в сети на свой собственный текст

Во-первых, во-вторых, в н-ных и в самых главных: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

Ну а в остальных...

Как мы уже писали, по вашим святым молитвам, дорогие наши отцы, братья и сестры, Господь сотворил чудо -- очистил небо на несколько дней, когда решалось, ехать нам или не ехать. Сейчас вернулись -- опять все обложено тучами, льет дождь...

Как оказалось -- не зря, приехали мы на очень серьезное служение, а вовсе не в развлекательную поездку. Нам были отданы все утренние службы Страстной -- литургии Четверга и Субботы, часы Пятка. На клиросе кроме нас был только чтец-американец, который, правда, мог и петь, и даже имел некоторое представление о гласах. Батюшка благословил на двуязычное служение (где-то удваивая, где-то чередуя славянский с английским), причем с акцентом на английском, так что нам пришлось попотеть -- петь на гласы по-английски непросто с непривычки (основная проблема -- язык с нефонетической графикой, и потому визуально главное ударение распознать непросто). Но мы, как мне кажется справились, конечно, не без лажи, но серьезного прокола не было ни одного. На остальных службах мы "добавляли" славянские фрагменты плюс, конечно, пели под руководством их штатного регента все английские фрагменты. На Пасху же мне пришлось поработать и в аварийном режиме -- регент психанул в конце первой песни (не буду вдаваться в подробности -- Пасхальные искушения) и мне пришлось проводить канон -- батюшка благословил канон и стихиры Пасхи удваивать, чтоб полностью прозвучали и на русском и на английском. Поработал я и чтецом -- все чтения чередовались на славянском и на английском, а паремии Великой Субботы -- на английском, славянском и румынском. Апостол на Пасху тоже читался на трех языках -- на английском, славянском и румынском -- я вспоминал Кустовского с его "растроИвшимся канонархом" в "Да исправится", потому что на чтении Апостола мы, чтецы, так и стояли втроем в рядок.

Пасхальная служба началась 11:30 и длилась до 5:30 -- и вовсе не потому, что причастников было очень много -- я думаю, что вряд ли больше 50-ти, да и пели мы не страшно медленно. Наверное, сыграло свою роль удвоение всех значительных фрагментов из-за двуязычия. Но прошла очень легко, мы не могли поверить своим глазам, когда посмотрели на часы в конце.

Да, вот еще такой интересный момент. На кресном ходу из окна соседнего дома высунулся мужик и принялся что-то орать. Мы все, конечно, думали, что он нас злословит и требует прекратить шум. Но как же мы устыдились этих своих мыслей, когда нам потом рассказали, что он нам кричал. Оказывается, вот что: "Благословен Бог, что в этой проклятой стране есть еще кто-то кто верит в Христово Воскресение и по-настоящему празднует его!"

Конечно, устали. Особенно Петя -- вообще чудо, как он с свои неполные 3 года это выдержал, он же все время был с нами на клиросе (конечно, и саботаж нам устраивал, и пару истерик закатил -- не без того, но, зная, какой он дома обычно непоседа и бедокур, был удивительно тихим). На Пасху мы постелили недалеко от клироса (там у них подсобка такая небольшая, где хранится крестильный чан, стремянка и т.п.) матрасик, и что удивительно -- он заснул на крестном ходу, крепко проспал всю службу, ни разу не пискнув (хотя, как вы все знаете, на Пасху в храме не тихо), и сам проснулся прямо к причастию.

Ну и напоследок, вдогонку к обсуждениям прошлых лет, напишу о замеченных мною интересных уставных и традиционных особенностях служения.

Окончание утрени 12 Евангелий было с усеченным (без псалмов) первым часом, но с пением "Взбранной Воеводе" -- пели батюшка с матушкой на сербский старинный напев, дивно красиво, однако устав меня поставил в тупик. Я спросил, батюшка ответил, что это по уставу Иерусалимской церкви Восвресения (батюшка, отец Миролюб (Ружич) кстати, выпускник Парижской Духовной Академии, кроме того также имеет диплом Сорбонны. Но это еще не все -- он священник в 14-м (!!!) поколении, да к тому же внучатый племянник преп. Иустина Поповича -- его уставные замечания я воспринимаю очень серьезно).

На канонах седальны и кондак с икосом пелись не после, а перед малой ектенией. Почему так, я забыл спросить.

На Пасхальной полунощнице ВСЕ песни закрывались катавасией, при этом после каждой пелся тропарь "Егда снизшел".

Постовой напев пелся до смены облачения в Великую Субботу. Облачение же было сменено с черного на... золотое, в котором служилась и Пасхальная полунощница, а перед началом утрени батюшка переоблачился в белое. Белый как цвет Пасхи для меня не был неожиданностью (греки так служат), но вот золотой, как цвет Субботы...

Все время, что плащаница была посреди храма, туда переносилось все, что обычно происходит на солее (ектении, Великий Вход и пр.)

Было и еще, по мелочам, может потом вспомню...

Пасхальное слово Владыки Иова, которое батюшка зачитал, было преимущественно посвящено необходимости "прощать все Воскресением". В связи с этим батюшка потом рассказал житийную историю. Я приведу ее здесь, потому что она как будто специально была сказана для тех, кто участвовал на Страстной в длинной и пустопорожней (уж простите мнение стороннего наблюдателя) дискуссии на давно избитую тему в местах не столь отдаленных.

"Некогда спасалось в Киево-Печерской Лавре два брата, жили они в обной келлии. И были они братьями не только во Христе, но и по плоти, сыновьями одной матери. 35 лет так они жили и ни разу не было у них ни одной ссоры, так как была между ними истинно братская любовь. Не раз и ни два диавол посылал к ним воинов своих, чтобы те как-то учинили ссору между братьями, но никогда ни одна из попыток не увенчалась успехом. Сколько бы раз бесы не подталкивали одного из братьев неумышленно сделать какое-то зло другому брату, виновный брат немедленно смиренно склонял свою голову и кротко просил: "Прости мне, брате!". И другой брат его сразу прощал и опять была между ними любовь. В конце концов, сам сатана не выдержал и сказал своим подчиненным: "Дураки вы все! Смотрите и учитесь, я знаю совершенно безотказный способ, который сработает даже здесь". И вот, сатана пришел к братьям в келлию и наслал на них видение. Один из братьев глянул на окно и видит -- там сидит черный ворон. Ну, он и говорит другому брату: "Брате, гляди, черный ворон к нам прилетел". А другой брат поднял голову -- и вилит белую голубку: "Да какой же это ворон, это же белая голубка!" И пошло поехало, один кричит: "Ворон!", другой: "Голубка"; один: "Черный!", другой: "Белая!" -- и дошло и до драки, а там и до крови. И вдруг, в самый разгар свары у обдного из братьев по Благодати Божией как пелена с глаз упала, он остановился и, как обычно, склонив голову попросил: "Прости мне, брате!". И другой, как обычно, его простил. И тут оба глянули на окно, а там не было уже ни голубки, ни ворона, а сидел сам сатана!"

Из этой истории можно сделать много выводов, но я бы сделал такой: нет для диавола более верного способа поссорить даже самых духовно близких людей, как внушить одному из них, что нечто хорошо, а другому -- что то же самое плохо. И если эти братья не вспомнят, что все они трудятся для ОДНОГО И ТОГО ЖЕ дела спасения во Христе Иисусе Воскресшем, и один не попросит у другого прощения -- беда, диавол всегда будет царствовать над ними (нами).

Православие, проповеди, дети, поздравления, путешествия, Страстная, Пасха, случаи, Петрусь, о себе, о нас

Previous post Next post
Up