При просмотре американских фильмов и сериалов -- а у меня есть несколько любимых; грешен, и каяться не собираюсь -- возникают мысли нижеследующего направления.
Хайнлайн пишет: "Generosity is an inborn virtue; altruism is a learned perversity."
Продолжая мысль: ничто естественное не нуждается в пропаганде; ничто противоестественное без пропаганды не
(
Read more... )
Если бы индивиды не начали затачивать кремни, потом ими снимать шкуры, потом их чистить, жилами сшивать и т.д. -- весь коллектив бы ходил голый.
Если бы индивиды не научились сперва переносить и поддерживать, а потом и разжигать, огонь -- сидели бы в холоде и жрали сырое мясо.
Если бы -- тысячелетия спустя -- не было Эдисона и Тесла, не было бы А, Б и Ц.
Потому что коллектив никогда ничего не изобретает и вперёд не движется.
Более того. Если бы не было индивидов по имени Ферма и Снеллиус, то не только не двинулись бы вперёд математика и физика, но и у гнусного индивида-второручника по имени Декарт не было бы ни существования, ни всемирной славы - красть было бы не у кого. (Об этом я ещё потом напишу).
Дальше можно говорить о том, должен ли быть индивид свободной личностью, предоставлен самому себе и т.д., или насильственным образом поставлен на службу коллективу за кнут и пряник.
В отличие от идеалистки Рэнд, я прекрасно понимаю (отчасти благодаря "В круге первом", но не только), что человека вполне-таки можно заставить думать. Были бы коллективная воля и коллективная мораль, позволяющие оправдать насилие над личностью, а точки приложения силы найдутся.
Но это всё немного мимо темы. Потому что индивидуализм тех, кто имеет на него право - совсем не то же, что индивидуализм отдельных людей, в целом составляющих массу.
И вот тут проходит та самая "линия водораздела": между правом любого быть индивидом, если он этого может добиться и защитить; и гуманизмом, который объявляет индивидами всех подряд, не спрашивая, заслужили они того или нет. Первое - двигатель прогресса. Второе - несомненное зло.
(Тут ещё можно про разницу подхода западного и восточного; но это слишком длинно, про это потом).
Reply
(The comment has been removed)
Иначе: гениальный одиночка, может, и миф, да, любому двигателю прогресса нужны люди вокруг. Но двигателем прогресса всё-таки является он, а не они.
Так что всё-таки первой была курица, научившаяся класть более выживающие яйца. Без неё не было бы ни яиц, ни последующих куриц.
Reply
(The comment has been removed)
Или - по твоей притче: кто налил нектар в котёл?
:)
Reply
(The comment has been removed)
Офф: папа попросил у тебя у знать: в каких случаях в латыни приделывается и не приделывается "ус"? Скажем, почему "Gaius Julius Caesar", а не "Гай". Вопрос, подчёркиваю, про латынь, а не русскую транскрипцию. Какое правило говорит когда к именам и/или фамилиям приделывается "ус", а когда - нет?
Reply
(The comment has been removed)
Но, Дима, ведь это ответ только частичный: про конкретную страну, конкретный народ.
Я первый соглашусь, что не бывает общих решений, я давно уже внёс поправку в утверждение Черчилля (кажется), что "демократия не идеальна, но лучше ничего не придумали". Моя поправка: для англосаксов. Для евреев лучше - иудаизм (который, вот прикол, больше вообще ни для кого почти не подходит). Для русских? Не знаю. Примеры не работают, пока верхушка из той элиты (или не прямо той, но в той школе воспитанная).
Это всё к чему: ты-то сам -- не общее ли решение пытаешься предложить - основываясь на грустном российско-девяностых опыте?
Reply
Да что уж там и говорить - и Вы идеализируете это чудище обло... на том основании, что, мол, потом было ещё хуже.
Так потому и было!
Reply
(The comment has been removed)
А так или иначе, на самом-то деле, в широком смысле, фигурально говоря - никто никого, увы, не добил.
Империя всё ещё жива, хоть сейчас примерно в стадии Никейской. И как же ей не громить тех, кто подвернётся? Обязательно будет громить. Или!
Reply
Leave a comment