1906. За Невской заставой.

Sep 11, 2013 13:31

Петербургские газеты января-июня 1906 года пестрят сообщения о столкновениях рабочих разных политических взглядов. Особого ожесточения достигли они в районе Семянниковского (Невского судостроительного) завода за Невской заставой.
После забастовки рабочие находятся в бедственном положении. Этим пользуются правые, для вербовки в свои ряды. Запугиванием и посулами привлекают в дружину.

Вот отрывки тюремных тетрадей одного из членов СРН Егора Ларичкина, убийцы союзника Мухина, заподозренного в измене, и соучастника убийства депутата I Гос. Думы. Герценштейна. Орфография сохранена.

Боевая дружина союза русского народа за Невской заставой 1905 в конце декабря стали записываться в союз и стали появляться вооруженные леворверами люди и стали ходить с обысками к рабочим которые не были записаны в Союз делали обыски и даже похищали разные вещи во время обысков. На Мариинской улице была открыта для безработных столовая в которой выдавали обеды и деньги, в один день было привезено денег, которые надо было раздать безработным людям около 12 часов дня около 10-ти человек союзников вооруженные леворверами ворвались в чайную и начали громить её и забрали деньги и вышли вон, эти союзники тоже работали в заводе, я их знаю хорошо. Василий Слесарев, Илья Лавров и Белов, Голубев, Мухин и другие после них приехали казаки и закрыли столовую в этот же день вечером был убит Белов но кем он был убит я не знаю.

1905-го года в декабре я был без работы, в это время у нас из семьи никто не работал я находился в безработной столовой помогал раздавать обеды и я мог один кормить семью в начале января вечером я шел из столовой то меня остановили патруль казаков и стали обыскивать они были выпивши не найдя ничего у меня без всякого повода стали меня бить плетками в это время кто-то крикнул стреляйте в казаков тогда один выхватил шашку ударил меня в голову так что я лишился сознания
Утром я очнулся и спросил где я нахожусь то мне сказали что ты дома пришли ко мне товарищи и сказали что мы тебя носили в больницу но ты просился чтобы тебя снесли домой и сказали что у тебя разрублена шибко голова и не велели мне вставать восьмого января мы были собравши на квартиру к одному товарищу и стали играть в карты как вдруг раскрылась дверь и взошли вооруженные союзники и сказали именем Николая II-го мы вас арестуем, и обыскали нашу квартиру и повели нас в участок идучи дорогой присоединивши к ним казаки били как хотели нас всех, когда привели в участок то околоточный велел всех посадить и дать памяти я говорит знаю вас всех сволочей но и действительно нам попало очень в достаточном количестве. Я стал просить Лаврова чтобы он попросил нельзя ли выпустить меня вон так что я его раньше знал он был выбранный от корабельной мастерской кассиром. Он выдавал когда была безработная столовая билеты на обед. Но потом он был записан в союз и ходил обыскивать квартиры и он попросил пристава чтобы он отпустил меня и с тем чтобы я записался в Союз, и меня выпустили но я все-таки не решался записаться в Союз то они пришли на квартиру и сказали если ты не запишешься то мы тебя заберем опять в Союз нельзя было одному записаться иначе как чтобы было двое поручителей то Илья Лавров и Василий Слесарев записали меня, через несколько дней мне выдали леворвер значок и членский билет и Илья Лавров взял меня к себе в десяток.
Но я все-таки не ходил к ним в союз и с ними на обыски то они стали мне грозить что мы опять тебя заберем и начал ходить к ним чаще в союз и ходил к ним в столовою которая была на Прогонном переулке, и они давали тоже самое. Давали обеды мне. Так что я опять брал от них домой обеды и хлеб. Я стал чаще ездить в союз и они стали меня брать на дежурство в Михайловский манеж где были их собрания чем дольше тем больше стали они мне верить и верить во всем но все-таки боялись меня потому что я раньше состоял в другой партии
ЦГИА СПб Фонд 520 оп. 1 д. 296 Л. 116-118 об

Боевая дружина большевиков районной организации вынесла ряд смертных приговоров атаманам черных банд и в начале 1906 г. привела эти приговоры в исполнение, расстреляв Белова и Сухопутного.
Гордеев-Битнер М.А. Боевая дружина в 1905 г. за Невской заставой. // Красная летопись 5(20) 1926

Союзники терроризировали и грабили рабочих. После расправы с главарями черносотенцев (о чем речь впереди) на их квартирах были обнаружены целые склады награбленного.
Вот отрывок из дневника С.Р. Минцлова:
…Любопытно, что на квартирах 2-х убитых Лаврова и Снесарева - главарей черносотенцев и страшилищ целых районов - рабочими обнаружены целые склады награбленных ими кошельков, часов, шапок и т.п. У одного напр., - у Лаврова, отыскано было 40 кошельков, 17 часов, 25 шапок. Эти франты со своими шайками с начала репрессий занимались везде на окраинах, под видом обысков подозрительных личностей, грабежом прохожих. Управы на них, кроме самосуда, никакой не было.
Минцлов С.Р. Дневник. // Голос минувшего 1917 11/12 стр. 78

Что из себя представляет «рабочая черная сотня» - ответить не трудно. Главарями ее являются заведомые негодяи, почуявшие возможность стать ближе к полиции и под ее покровительством заняться форменным грабежом. Достаточно сказать, что у главного вожака черносотенцев Невской заставы А. Снесарева (или Слесарева, как его ошибочно называли в газетах) после его смерти 1600 руб. денег, 8 золотых часов, 15 серебряных, десятка два кошельков и масса каракулевых шапок, тогда как до его «политической» деятельности, по уверениям близко знавших его лиц , он ходил в рваных опорках и вел почти нищенскую жизнь.
Тимофеев П. Рабочие и «политика» //Русское богатство 1906 №8 стр. 168

Чтоб обрисовать обстановку, приведу несколько выдержек из газет:

Русь 20 января 1906 №4
Письма в редакцию.
Кому, оказывается, дано оружие.
М.Г. Совет союза «истинно русских» людей и общество активной борьбы с революцией оказывается нанимали «молодцов» не только 9 января; этот день уже прошел, прошел вполне спокойно, а агенты этих союзов орудуют во всю и наводят ужас на мирных жителей окраин Петербурга. Украшенные продолговатыми значками на груди, вооруженные револьверами, они за Невской заставой останавливают прохожих, обыскивают, отнимают деньги и избивают. Они врываются даже в дома и обделывают дела среди бела дня. Прямо не знаем откуда защиты ждать, так как полиция им явно покровительствует. На днях, возвращаясь с работы, я увидел на дворе дома №1 по Мариинской улице толпу человек в 15. несколько из них вбежало в квартиру, занимаемую рабочими из корабельной мастерской, и с револьверами в руках стали требовать выдачи оружия. Дети и женщины страшно испугались и стали рыдать. Хозяин квартиры клялся, что у него оружия нет; пришедшие приступили к обыску, ничего не нашли, конечно, но хозяина все-таки избили. Когда последний, выбежав на улицу, увидел тут же у дома стоящего околоточного, он стал ему жаловаться - околоточный стал его бранить, приказал молчать, говоря: «ну, ну! - не убили ведь!»
В тот же день такие же господа со значками ворвались в квартиру рабочих на Ново-Безымянном переулке. Трое рабочих сидели за чаем и мирно беседовали. Был произведен обыск, оружия не нашли, но в сундуке у бедного столяра оказались 9 руб. 15 коп., которые обыскивавшие унесли с собой. Во время обыска туда зашел рабочий Че-ко. Он спросил, по какому праву совершается обыск. «Молодцы» набросились на него и стали бить. Поднялся шум, явился околоточный, опять почему-то оказавшийся у ворот - и все пошли в участок. Там помощник пристава выругал Че-ко за то, что тот вмешивается не в свое дело и отпустил его, а избившим его сказал мягко: «А вы, господа, револьверы отдайте!»
Такие обыски и грабежи происходили на Смоленской улице и на Озерном переулке. Когда жильцы одного из домов на Мариинской улице обратились к дворнику дома с просьбой принять меры к ограждению их от нападения агентов союза русских людей и общества активной борьбы с революцией, последний ответил:
«Что же я могу сделать? Сами знаете - револьверы у них от казны - на 6-ой роте выданы; с ними ничего не поделаешь; меня самого обыскали, а пожаловаться некому, потому что они от казны». Неужели в самом деле некому пожаловаться?!

Русь 25 января 1906 №9
На Семянниковском заводе
…На днях, как я уже сообщал вчера, во время обыска на квартире, агентами «союза» был ограблен рабочий Александр Журавлев, у него были забраны 60 рублей и платье, и Владимир Шелковников. У последнего были отняты все деньги, а у его квартирохозяина - серебряные часы и бритва. Шелковников живет по Екатерининской ул., д. №11, кварт. 7.

Далее выписки из газеты Петербургский листок
16 марта 1906 №74
Охранная дружина
Нам передают, что деятельность охранной дружины союза русского народа, которая теперь функционирует за Невской заставой, вызывает серьезные опасения за могущие возникнуть здесь крупные беспорядки. Дружина буквально терроризовала население этой местности и вместе с тем сильно озлобила рабочих. Буквально не проходит дня, чтобы члены дружины не совершали грабежей. Вооруженные с законного разрешения револьверами дружинники нападают на одиноких рабочих, отнимая от них под видом обыска деньги, часы и пр.
Последний случай такого грабежа имел место день тому назад в Прогонном переулке; несколько ранее дружинниками в собственной квартире ограблен рабочий крест. Цветков. Вмешательство низших чинов полиции в беспорядки, чинимые дружинниками, вызывает для них неожиданные последствия. По заявлениям и жалобам доктора Дубровина, за короткое время переведено из Шлиссельбургского участка трое околоточных надзирателей. На этих днях дружинники пытались совершить нападение на собрание рабочих в помещении школы технического Общества, но были предупреждены полицией и патрулями.
Циркулирует настойчивый слух, что бомбы, случайно обнаруженные 14 марта в Новопрогонном переулке, заготовлены для мести наиболее назойливым бандам дружины.
Вообще настроение за заставой благодаря дружинникам, установилось весьма тревожное.

24 марта 1906 № 82
Из-за Невской заставы.
Нужда среди рабочих - Увольнение с Невского судостроительного завода.
Невесело приходится встречать предстоящие праздники рабочему населению местной окраины. Еще до сих пор рабочие семьи не могут оправиться от прошлых забастовок. Сбережения, накопленные трудами многих годов, еще в декабре пришли к концу и заложенный рабочий скарб до сих пор остается в стенах заведений с кассами ссуд.
Нисколько не удивляет местное население обилие просящих милостыню на здешних улицах.
В «дополнение» к местным нуждающимся должно присоединить 98 рабочих, уволенных вчера, 23-го марта, с Невского судостроительного завода.
Рабочие были в начале февраля приглашены заводом на «имеющиеся работы»…

5 апреля 1906 г №92
Дневник приключений
Подвиги «союзника из русского народа». За Невской заставой члены союза русского народа являются весьма беспокойным элементом.
Вооруженные револьверами для обороны и искоренения всякого рода «крамолы» члены союза русского народа пользуются «правами и преимуществами» в свою пользу и почти не несут ответственности.
Местное население боится этих охранителей больше, нежели хулиганов. Да «союзники», кажется, уже в смысле грабежей и всякого рода авантюр перещеголяют скоро «рыцарей улицы».
Особенно страшны встречи с союзниками в ночные часы.
Так в 1 часу ночи вчера, 4 апреля, кр. Тверской губ., Василий Никитин Соколов, 28 лет, шел с приятелями по проспекту села Смоленского.
На встречу им попался известный в Шлиссельбургском околотке член союза русского народа «Егорка», он же Егор Семенов Ларечкин, 22 лет парень, проживающий в д. № 22, по Шлиссельбургскому пр.
«Егорка» стал приставать к компании и угрожать «особыми мерами».
Соколов «отстранил» Егорку и обещал поколотить его. Но Егорка не унимался и требовал какой-то мзды.
Тогда Соколов и приятели хотели принять «энергичные» меры.
Егорка выхватил револьвер, и грянул выстрел.
Пуля прошибла ногу Соколову и ранила его настолько серьезно. Что он упал весь в крови.
Егорка убежал.
Соколова отправили в Невскую частную лечебницу.
Полиция стала искать убийцу.
Но через несколько времени он и сам явился в участок, где рассказал трогательную повесть о том, как на него напали несколько человек и пытались чуть ли не ограбить, и он, защищаясь, стрелял.
Однако, «идиллический» рассказ Егорки не произвел должного впечатления, и ему придется идти к ответу.



Левые боевики не отставали. Ими 27 января 1906 года было произведено нападение на трактир “Тверь”, штаб союзников. Он располагался в Прогонном переулке напротив Семянниковского завода. В трактир были брошены 2 бомбы, а выбегавшие после взрывов обстреляны. 2 человека погибло, более десятка ранено.

Подробно нападение описывается:
Зарубкин А. («Шуранька») Как возникла первая боевая дружина за Невской заставой в 1905 году. // Первая боевая организация большевиков, 1905 - 1907 гг.: Ст., воспоминания и документы /Сост. С. М. Познер/- М., 1934
Познер С.М. Нападение боевой дружины на чайную "Тверь". // Первая боевая организация большевиков, 1905 - 1907 гг.: Ст., воспоминания и документы /Сост. С. М. Познер/- М., 1934
Ростов Н.М. С первой волной: Воспоминания о пятом годе. // КиС, 1925, № 7, с. 41 - 57.

Продолжение: За невской заставой ч.2.
Убийство Алексея Мухина.

архив, За Невской заставой, Черная Сотня, старые газеты, история

Previous post Next post
Up