Оригинал взят у
alfa_delta в
ПРОГУЛКА ПО ТРЕТЬЕЙ ЛИНИИ. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Первое здание на Третьей линии - величественное здание Академии художеств, построенное по проекту Ж.-Б.Валлен-Деламота в 1764-1788 годах. Следом за зданием Академии расположен большой сад. В саду стоит гранитная круглая колонна, которая раньше находилась в круглом внутреннем дворе Академии, а в 1847 перенесена сюда на ступенчатом гранитном пьедестале по проекту А.П.Брюллова, который в это время занимался планировкой и благоустройством сада.
Вот так выглядело здание в 1904 году.
А вот так - сегодня со стороны Третьей линии, по которой мы сейчас и пойдем.
Начинается сад.
В саду в 1819 году было построено здание рисовальных классов, потом по сторонам этого корпуса был и построены жилые флигели, т.н. "профессорские дома". В 2007 году в саду установили памятник П.К.Клодту. Автор - В.Э.Горевой.
Сад Академии является самым старым садом Васильевского Острова и вместе с Румянцевским являются местами, где можно погулять с детьми и лишний раз посмотреть на эту красоту, памятники, прекрасные здания. А в саду Академии - еще и покататься на пони.
В 1862- 1864 годах архитектор Эппингер Ф.И построил мозаичные мастерские. Они были нужны в первую очередь для создания мозаики строящегося тогда Исаакиевского собора, позже - здесь создавали мозаики для станций метрополитена.
После войны мастерская была восстановлена благодаря её руководителю И.Э.Грабарю.
Вот так здание выглядело в 1958 году.
Жилые корпуса и мастерские, выходящие на Третью линию.
Дальше мы видим дом №4 - доходный дом купца Юнкера. Он был построен в 1840-1741 годах по проекту архитектора Е.Т Цолликофера для купца Юнкера был надстроен и увеличен существовавший здесь каменный одноэтажный дом. До нашего времени оно мало изменилось. Схранились балконы на чугунных кронштейнах, чугунные решетки.
Вот этот дом в 1962-1969 годах. Уже не первый раз на фотографиях вижу столбики ящиков около дома. И смутно помню, что я это когда-то видела наяву.
На доме висят мемориальные доски. В композиции решетки над аркой ворот сохранилась надпись - "1841" и вензель владельца "В.Ю."
Вот мы дошли до Большого проспекта. Как видно, территория Академии художеств занимает почти весь квартал от Невы до Большого проспекта.
Сейчас перейдем его и пойдем дальше. Перед нами перспектива Второй и Третьей линий, если смотреть от Большого проспекта в сторону Среднего.
Угловой дом №6/9 остался в истории, как дом виноторговцев. Каменный дом был здесь построен еще в середине XVIII века. В 1820 году он стал принадлежать виноторговцу Завьялову, а в 1860 году - купеческой семье Кениг. Винные погреба этих купцов располагались в подвалах. В 1914 году архитектор М.М.Синявер пристроил однотажные торговые помещения вдоль Третьей линии. В 1950 году эти магазины надстроили третьим и четвертым этажами. Что там сейчас - не знаю. Со стороны Большого виден трехцветный флаг. Там находится приемная Генерального консула Таиланда. Там дальше небольшое желтое здание. О нем ничего не нашла. Думаю, что это тоже что-то от той винной торговли.
Дальше виднеется ничем внешне не примечательный дом №8. О нем можно сказать, что в середине XVIII века здесь стоял деревянный домик виде-адмирала и сенатора Ф.Милославского, одного из последних представителей знаменитого дворянского рода. Но всё менялось. На рубеже XVIII и XIX веков на месте деревянного построили новый двухэтажный каменный дом. В 1858 году в нем останавливался художник А.А.Иванов. После долгого пребывания в Италии он привез свою знаменитую картину "Явление Христа народу", чтоб впервые представить её в столице. Картина и все эскизы к ней были представлены в зале Академии художеств и отношение к ней было неоднозначным. Но буквально в те дни, когда решалась судьба картины, художник скончался от холеры.
В 1874 году архитектор А.К.Бруни реконструировал здание - надстроил третьим этажом и перенес проем ворот. Такой вид дом сохранил и сегодня.
О доме №10 можно рассказать, что в 1830-1840 годах на правой половине участка был построен четырехэтажный каменный дом. Вскоре, в 1855 году архитектор А.М Ливен продлил постройку на левую половину, до тех пор застроенную деревянными домиками и образовался вот такой дом. Примерно такой, каким мы его видим. Надо только сказать, что, когда в 1970 году его капитально ремонтировали, то чугунные решетки балконов были заменены на железные, дубовые полы почему-то заменены типовыми (не знаю какими) и почему-то уменьшили высоту окон. Жаль, старой фотографии этого дома найти не удалось.
Следующий дом №12 очень красивый. Построен в 1785 году каменный одноэтажный дом. В нем жил профессор Академии художеств Ф.Г Гордеев, который принимал участие в скульптурном оформлении старого Эрмитажа, исполнил рельефы для вестибюля, дворового фасада и фронтона Академии художеств. При следующих владельцах дом достроили, сделали его четырехэтажным, реконструировали и изменили фасад. Это сделал архитектор К.И.Ниман в 1897-99 годах. В наше время здесь находились разные консульства - в 1970 году консульство ФРГ, потом - Китайской Народной Республики. А с 2000 года - Аппарат представителя президента.
На следующей фотографии видны все дома до Среднего проспекта. Между домами №12 и №16, который ы видим сейчас первым, находится еще дом в глубине двора. Я его не сфотографировала. Да и дом №16, на мой взгляд, самый заурядный. Он был построен каменным пятиэтажным в 1880 по проекту архитектора Ферри де Пиньи для действительного статского советника П.А.Измайлова. Чем интересен дом?
Летом 1901 года здесь снял комнату весемнадцатилетний А.Н.Толстой. Летом он жил у сестры своей матери на 9 линии, но поступив в Технологический институт поселился здесь. В другой квартире жил академик ботаник А.Н.Бекетов и у него бывал его внук - А.А.Блок.
Дальше мы видим дом №18, изящный, перестроенный в 1907 году по заказу владельца архитектором Постельсом фон Ф.Ф. он достроил трехэтажный существующий дом до пяти этажей, изменил фасад и придал ему неоклассическую обработку.
Внутренние интерьеры были уничтожены при капитальном ремонте дома в конце 60-х годов (ну почему, почему?), а внешне дом почти не изменился. При входе интересный барельеф - две грации в греческих одеждах, и очень красивый аттик над балконом.
Следующий очень яркий дом №20. В конце XIX века участок купил профессор архитектуры Л.Н.Бенуа и в 1897-99 годах по своему проекту возвел четырехэтажное здание. Во дворе у него была мастерская. В те годы он работал над проектами великокняжесклй усыпальницы в Петропавловской крепости, клиники Отта на Менделеевской линии, дворца выставок - нынешнего корпуса Бенуа и преподавал в Академии.В 1903 году здесь снимал квартиру с мастерской художник К.Е.Маковский, в 1910-1911 годах - С.Г.Судейкин. В 1914 году архитектор А.И.Гунст надстроил дом пятым этажом.
Вот разные элементы декора здания. Надо отметить, что пятый этаж совсем простой. А сам дом, хоть и наряден и красив, но как-то навязчиво пестр и перегружен украшениями. На следующей фотографии мы видим сначала дом №22 - архитектор А.И.Жоффрио в 1884 году построил этот дом, включив существующую постройку.Он достроил дом вторым и третьим этажами и переработал фасад.
Дом №24 - дом Л.П.Бруни. В середине 1850-х годов участок купила жена Бруни. Он построил на нем в 1858-59 г.г. четырехэтажный дом. Последним владельцем дома был двоюродный брат писателя И.И.Панаева - И.А.Панаев, а после его смерти в 1901 году - дом перешел его наследникам.
Дом №26 надо показать отдельно. Доходный дом купца П.Я.Прохорова был построен в 1900-1901 годах на месте снесенного каменного особняка и сада. Проект сделан был архитекторами Голи Фон Г.Г. и Гримм Г.Д. Дом построен в стиле модерн, с оригинальной обработкой фасада - красный облицовочный кирпич в сочетании с естественным камнем. Здание в то время было очень привлекательным и в нем располагались - экспортная контора "Витт и Ко", которая занималась вывозом за границу леса, льна, масла и многого другого товара; фирма "Рубероид" и еще - разные.
Сейчас в ней расположена какая-то второразрядная гостиница
Вот это здание в начале века. Вроде бы почти ничего не изменилось, но совсем другое ощущение от здания. В нем была какая-то солидность, весомость... Может быть, только мне так кажется.
Дальше мы видим протяженное здание, доходящее почти до Среднего проспекта. Немного о его истории. В середине 1850-х годов представитель известной купееческой семьи Г.П.Елисеев купил участок №32. В 1856 году архитектор К.К.Андерсон достроил его до границы с угловым домом, числящимся по Среднему проспекту и там была устроена богадельня.
Затем был куплен участок №30, который зодчий Н.П.Гребенка пристроил к дому №32, а в 1890 году Г.П.Елисеев купил участок №28 и на этом остановился. Архитектор Бруни перепланировал здание, предусмотрел помещение для домовой церкви и объединил здание общим фасадом. На фасаде сохранился барельеф - дата освящения храма 18.Х.1856 года. По мере расширения богадельни количество проживающих в ней людей возрастало.
Во время Первой мировой войны здесь находился лазарет для раненых. В 1920 году лазарет упразднили и закрыли домовую церковь. А в 1930 году разместили здесь техникум связи, которому в 1972 году присвоили звание радиста полярной станции Э.Т.Кренкеля. Сейчас там - колледж телекоммуникаций.
Я вот только не понимаю, куда дели всех тех бабушек, которые жили в этой богадельне, после того, как произошла революция? И как это все зверство (а по-другому, почему-то, назвать не могу) происходило.
Эти дома в 1955-65 годах.
Угловая часть третьей линии и Среднего проспекта до 1860 года принадлежала купчихе Борисовой. В начале 1970 года - купцу Я.Х.Пелю. В июне 1872 года председатель совета евангелистско-лютеранского прихода В.Лесгафт получил разрешение на выкуп участка для постройки кирхи. Она была построена в 1874 году по проекту инженера-полковника К.К.Бульмеринга. Он использовал в постройке формы готики. Освящена она была в декабре 1876 года. Но вот произошла революция. В 1929 году кирху передали лютеранскому обществу Иисуса Христа. Затем егго пастора обвинили в антисоветской пропаганде и осудили на 10 лет. В 1933 году запретили колокольный звон и вообще хотели колокол переплавить на "нужды индустриализации", но чудом этого не произошло и в 1946 году колокол оказался в православной церкви на Смоленском кладбище.
А в 1935 году Президиум Леноблисполкома объявил о закрытии церкви. Мне странно, что они не закрыли её раньше. И вообще, как странно и нелепо все это выглядит. Сейчас все эти члены тех же Президиумов и пр. стали "глубоко верующими", а во всех художественных заведениях изучают иконопись.
Недавно здесь был ремонт и кирха выглядит сейчас вот так.
Но почему-то исчезли "столбики" с крыши, которые были до ремонта. Возможно, еще появятся? Они придавали ей несколько другой вид.
-Окончание прогулки сейчас же. В следующем посту.