540 лет со дня рождения скульптора, живописца, архитектора и поэта Микеланджело Буонарроти

Mar 06, 2015 23:09

Оригинал взят у olia_ialo в 540 лет со дня рождения скульптора, живописца, архитектора и поэта Микеланджело Буонарроти


Микеланджело Буонарроти (6.03.1475-8.02.1564) родился в тосканском городке Капрезе, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Истоки творчества великого живописца принято искать в античности, которую он глубоко изучал во Флоренции, а затем в Риме. Известно, что он копировал Джотто и Мазаччо, был учеником в мастерской у Доменико Гирландайо, скульптора Бертольдо ди Джованни, ему  покровительствовал Лоренцо де Медичи…
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчетливой лепкой объемов. Ко времени пребывания в Риме с 1496 по 1500-е годы относятся его самые известные скульптурные работы «Вакх» и «Пьета́» (1497-1500). Более чем двухметровая статуя Вакха - своего рода попытка дать вольную интерпретацию античного прообраза,  посоревноваться с «каноном» Поликлета в передаче человеческого тела. Античный бог изображен в неустойчивой позе с нарушениями законов хиазма*, а маленький сатир, помещенный позади его пружинистой фигуры, является неоправданной и ненужной для нее опорой. Мастеру  удалось передать состояние Вакха, вкусившего божественный напиток и испытавшего неистовое наслаждение. В скульптурной композиции Пьета́  фигура Мадонны и Ее лик передают  момент, когда, по словам святого Симеона, «душу Ей пронзило оружие»: Мадонна скорбно и нежно держит снятого с Креста и покоящегося у Нее на коленях Христа, широкие, находящиеся в движении, складки одежды матери подчеркивают неподвижность фигуры Сына.
Во Флоренции Микеланджело создал обессмертившего его Давида (1501-1504) -  статую, ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела. Использовав  глыбу мрамора высотой в 5,5 метров, из которой за сорок лет до этого Агостино ди Дуччо пытался высечь фигуру для флорентийского собора, Микеланджело представил не момент борьбы Давида с Голиафом или победы героя, но - концентрации его сил для нанесения удара из пращи, зажатой в левой руке. Обнаженная фигура Давида воплощает юношескую красоту и мужество, полна внутреннего напряжения, переданного в повороте головы, в запястье правой руки, левой, поднятой к плечу, чуть отставленной в сторону левой ноге, наконец, во всем корпусе, подчиненном как бы единому импульсу - устремленности на врага…
Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. По заказу папы Юлия II он выполнил один из главных шедевров  Высокого Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512), представляющую библейскую историю от Сотворения мира до Потопа и включающую более 300 фигур. За четыре года один, без подмастерьев, мастер расписал более 600 квадратных метров. Воистину титанический труд! Замысел предполагал написание сюжетных композиций со сценами из Генезиса (истории первых дней Творения), которые повествовали о создании мира, человека и его грехопадении. Все сцены (Отделение света от тьмы, Отделение земной тверди от воды, Сотворение Адама, Сотворение Евы, Изгнание из Рая и три сцены из истории Ноя - Жертвоприношение, Вселенский потоп, Опьянение Ноя) вписаны в прямоугольные формы пространства свода. По сторонам от главных сцен Генезиса помещены изображения пяти сивилл и семи пророков. Предсказатели рождения и пришествия Бога Сына изображены сидящими на тронах в арках. Образ пророчицы Сивиллы Кумской, спасительницы римского народа, покровительницы Энея, передавшей римлянам Сивилловы книги, навеян Энеидой Вергилия и Метаморфозами Овидия. В люнетах и распалубках** изображены предки Христа, объединенные в группы, символизирующие смены поколений до прихода Мессии. Иконографическую программу завершают четыре сцены в угловых распалубках свода -Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Распятие Амана, Медный змей, повествующие об избавлении рода Израиля от страданий и о спасении Иисусом Христом человечества. Фрески написаны жидко: по слою краски положен более тонкий слой для создания тени. Умело подготовив верхний слой штукатурки (интонако), Микеланджело добился исключительной яркости красок. Он работал по подготовленным картонам, делал синопии кистью и сангиной*** по нижнему слою штукатурки (ариччо), нанося методом припороха (через отверстия в картоне) угольную пыль, а по оставленному ею следу прочерчивая контуры рисунка. Фрески Сикстинской капеллы - это гимн Богу-творцу, Создателю природы и человека и их неразрывной связи, нарушенной первородным грехом людей, вынужденных теперь бороться за его искупление. В 1534-1541 годах в той же Сикстинской капелле для папы Павла III Микеланджело исполнил грандиозную, полную драматизма фреску Страшный суд.  Поражают своей красотой и величием и архитектурные работы Микеланджело - ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.
Менее известен Микеланджело поэт, современники почти не знали его стихов  совсем. Около двухсот стихотворений, дошедших до нас, написано мастером между сорока пятью и восьмьюдесятью годами… «Никакая сторонняя сила, ничьи требования, ничье соперничество не заставляли его писать стихи, а он писал их до самых преклонных лет. Если он делал это, то по внутреннему побуждению. Он был поэтом, но не был светским дилетантом… Именно в таком качестве выступали со своим стихотворчеством лучшие художники, его товарищи по гениальности и славе. Так, на песенные мотивы своего сочинения и под аккомпанемент своей лютни блестящим импровизатором стихов был Леонардо, любезно услаждавший слух избранного общества; но сам он, со знаменательным пренебрежением к такому искусству, не пожелал записать ни одной своей строчки… Писал их при случае и Рафаэль, сочинявший с беззаботным  искусством риторические и галантные строфы; однако они с самого начала предназначались им для снисходительного или невзыскательного слуха римских приятелей и куртизанок… С подобным сочинительством Микеланджело родниться не мог. Поэзия была для него делом сердца и совести, а не забавой и не ключом в свет. Он боготворил Данте и любил Петрарку. Он примеривал к себе самому судьбу Флорентийского изгнанника и мечтал о такой же: „Будь я, как он!..“. Поэт-гражданин, поэт-борец, поэт-печальник своей истерзанной междоусобицами родины влек его с такой же силой, как поэт-философ, поэт-судия, вершивший в „Божественной комедии“ страшный суд над смыслом событий и поведением людей…» (А.М. Эфрос. «Поэзия Микеланджело»****)
* * *
Будь чист огонь, будь милосерден дух,
Будь одинаков жребий двух влюбленных,
Будь равен гнет судеб неблагосклонных,
Будь равносильно мужество у двух.
Будь на одних крылах в небесный круг
Восхищена душа двух тел плененных,
Будь пронзено двух грудей воспаленных
Единою стрелою сердце вдруг,
Будь каждый каждому такой опорой,
Чтоб, избавляя друга от обуз,
К одной мечте идти двойною волей,
Будь тьмы соблазнов только сотой долей
Вот этих верных и любовных уз,-
Ужель разрушить их случайной ссорой?
* * *
Он зрел картины Божьего суда,
Он побывал в чистилище и, зная
Дорогу в рай, достиг при жизни рая,
Чтоб молвить правду, воротясь сюда.
Зачем, зачем горит его звезда
И над моим гнездом, не угасая,
Когда на свете нет такого края,
Где злее бы к нему была вражда?
О Данте речь. Его могучей лире
Неблагодарный не внимал народ:
Издревле слава недостойных - шире.
Когда б достиг я Дантовых высот,
И я бы счастью в этом злобном мире
Его печальный предпочел исход.
* * *
Не правда ли - примерам нет конца
Тому, как образ, в камне воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом, и почерком резца?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
И я портретом в камне или цвете,
Которым, к счастью, годы не опасны,
Наш век могу продлить, любовь моя, -
Пускай за гранью будущих столетий
Увидят все, как были вы прекрасны,
Как рядом с вами был ничтожен я.    (перевод А.М. Эфроса)
Словарик:
* хиазм (от греч. chiasmуs - крестообразное расположение), изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу (опорную); поднявшемуся из-за этого бедру соответствует опущенное плечо, а другому, опущенному бедру - поднятое плечо. Известный уже античным скульпторам, хиазм был заново открыт итальянскими мастерами Раннего Возрождения.
** люнет - в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором. Распалубка - небольшой свод, образованный двумя криволинейными ребрами (между нервюрами готического крестового свода, между цилиндрическим сводом и врезанным в него проемом).
*** синопия - подготовительный рисунок для фрески, наносимый под интонако (верхний слой штукатурки, по которому выполнялась роспись), получил своё название от красной краски синопии из оксида железа, добываемого у Синопа на Чёрном море. Сангина (от лат. sanguis - „кроваво-красный“) - небольшая палочка, карандаш красновато - коричневого цвета, без наличия оправы. Зачастую такие палочки имеют форму мягкого мелка (четырехгранный, круглый мелок).
**** Цитируется по книге: Микеланджело. Жизнь. Творчество. - М.: Искусство, 1964.
    Книги, посвященные жизни и творчеству Микеланджело:


календарь важных дат, художники, юбилей

Previous post Next post
Up