А давайте честно - что должен инструктор по дрессировке уметь лучше:
- дрессировать собак
- учить дрессировать собак
- изменять отношение владельца к его собаке и корректировать поведение собаки
Я это о чем - я о том, зачем люди приходят на дрессировку. Вот честно - за два сезона, лето и осень, ко мне обратились с вопросом про нормативную и спортивную дрессировку 4 человека примерно из 50-ти проходивших мимо площадок и обратившихся с вопросами людей. Я даже для себя стала оформлять в голове - а зачем люди обращаются за помощью к инструктору?
Вывод мой, может быть, неоднозначен, но для меня фактически и многократно подтвержден:
- люди хотят, чтобы им с собакой было комфортно жить
- люди хотят, чтобы собака их слушалась
- люди хотят, чтобы собака изменилась и стала другой (соответственно идеалу в голове владельца)
В большинстве случаев, люди при этом даже не подозревают, что инструктор не сможет это сделать за них. А если понимают и приходят с готовностью работать с собакой - не осознают, что эта работа никогда не закончится.
Если инструктор хочет не просто получить за свою работу деньги, но и добиться какого-то долгосрочного результата (ну хотя бы стабильного подхода собаки к хозяйке ближайшие лет 5-7 в условиях обычной прогулки без поводка), у него есть несколько вариантов подхода к работе:
- любыми силами максимально растянуть работу над командами и их совершенным выполнением, чтобы хозяин как можно дольше находился под присмотром, а за это время настроить его на постоянную работу с собакой (в этом случае, обычно, в качестве мотивации предлагается спортивный азарт и повышение самооценки за счет успехов в соревнованиях)
- работать с самоотдачей только с тем контингентом владельцев собак, которые сами это понимают или легко поддаются внушению (сюда же относится категория, работающая только со служебными породами собак, потому как якобы только они способны показать результат в дрессировке - на это хорошо играет образ служебных собак, так как "служебная собака" и "дрессированная собака" до сих пор в сознании многих являются синонимами")
- стараться изменить представление владельца собаки о его собаке, объясняя и внушая ответственность за ее жизнь и здоровье, уверенность в том, что владелец собаки может изменить и собаку, и себя к лучшему, обучая языку тела и психологическим приемам, призванным настроить владельца собаки на получение результата без подключения мыслительного процесса (т.е. меняя представление и отношение человека к собаке - изменить манеру общения с ней, а значит и язык тела, интонации, движения и ответные реакции, которые собака воспринимает как руководство к действию)
Самый простой путь - второй. И большинство из тех, кто работает ради результата, приходит к нему, потому что крайне тяжело постоянно сталкиваться с наплевательским отношением людей к твоему труду. Сложно объяснить - каково это, тратить часы своего времени, кучу сил и нервов на конкретных людей с собакой, которой искренне хочешь помочь, а потом узнавать через третьи руки, что люди собаку усыпили/выкинули. Или в десятый раз объяснять одним и тем же хозяевам собаки одно и то же с перерывом в пару месяцев в ответ на одни и те же жалобы, что собака "опять не слушается". Или пытаться вложить в голову очередному "мужику с овчаркой/стафом/ротвейлером/ит.д.)", что НЕЛЬЗЯ учить его собаку кусаться, если он не может управлять ею, а главное - не хочет этому даже учиться. Или объяснить людям, которые хотят завести хаски/кавказскую овчарку/шарпея/и т.д., потому что "она же ТАКАЯ красивая/умная/пушистая/у наших знакомых такая живет и с ней никаких проблем/и т.д.", что именно из себя представляет эта порода собак, что ей нужно и что выбор щенка - это не "ой, он мне нравится!", а через полгода узнавать, что они таки ВЗЯЛИ и именно по принципу "нравится", и оно их уже ест...
Вот как после этого продолжать любить и уважать людей? А ведь работать с собаками - будем честными - очень часто идут люди, которые не любят себе подобных. Или не умеют общаться. Или просто избегают общества незнакомых людей. И вот эти людям, которые перебороли в себе неприязнь и мизантропию, приходится снова и снова сталкиваться с безответственностью, упрямством, глупостью, недалекостью своих сородичей. Приходится сдерживать горькие и обидные слова, улыбаться, подбирать нейтральные формулировки...
Могу ли я обвинить их в том, что рано или поздно они начинают почти ненавидеть большую часть человечества, с которой незнакомы лично? Что они заранее видят "врага" в любом сомневающимся или ошибающемся?
Может быть, поэтому сейчас так стремительно развивается сфера спортивной дрессировки? Ведь очередной не лучший представитель человечества, калечащий жизнь своей собаке, просто пройдет мимо, потому что не выдержит ежедневной работы, внимания к мелочам и деталям, самоотдачи и изнуряющих тренировок. И его отказ от работы с собакой не ляжет тяжким грузом на совесть инструктора.
Скорее он пойдет (а такое происходит только когда с собакой становится невыносимо жить, а вариант усыпления/выбрасывания и т.д. почему-то отвергается) ко второму типу инструкторов. И велика вероятность, что он его просто "пошлют" под благовидным предлогом. Вряд ли он пойдет куда-то еще...
А откуда брать новых клиентов? Ведь чтобы отсеять песок и найти хотя бы горсточку гравия - нужно много песка. Спортсмены добиваются притока заинтересованных в спорте лиц тем, что готовят собак для выступления в соревнованиях, работают ради побед и законно гордятся этим. Большинство инструкторов почти не рекламируются, работая на одних и тех же площадках, получая приток клиентов благодаря сарафанному радио, которое работает тоже почти безотказно на "отсев" ненужного контингента, только за инструкторов эту работу делают их бывшие воспитанники.
Третья категория, к которой я отношу себя, готова работать с любым, обратившимся за помощью. Она маленькая и, видимо, такой и останется. Может потому, что для такой работы надо быть очень азартным, но ненавидеть соревнования. Или потому, что надо любить одинаково и людей, и собак, чтобы работать на благо и тех, и других. Или потому, что надо быть очень терпимым, убедительным и артистичным преподавателем. Да и развиваться надо не в сторону "как эффективнее научить любую собаку команде "рядом", и не в сторону "как научить собаку безотказной, быстрой и красивой работе", и даже не в сторону " как увлечь хозяина работой с собакой". Приходится развиваться в сторону знания и понимания языка тела, владения ораторским искусством, исследования психики людей и собак. И как в любой работе преподавателя - никакая, даже самая лучшая теория, не подготовит тебя к практике. И только практика даст тебе уверенность в себе, без которой не будет результата ни у оратора, ни у психолога, ни у преподавателя, ни у инструктора. Для того, чтобы работать с таким подходом - надо обладать определенным обаянием, личностным влиянием на людей. И этого тоже мало, ведь каким бы обаяшкой ты не был, как бы убедительно не говорил, как бы не верил в то, что говоришь, но без знаний, без понимания логики своей работы, без умения действительно научить чему-то полезному и важному - ты только красивая пустышка, и любой мало-мальски умный и проницательный человек разглядит это, пообщавшись с тобой лично.
Иногда я задаюсь вопросом - зачем я выбрала именно такой подход к этой работе? Неужели нельзя было попроще? И понимаю - нет, нельзя было. В любой сфере услуг должны быть люди, готовые помочь любому и каждому, умеющие объяснять и убеждать, заставляющие поверить в себя и в возможность все изменить к лучшему. У меня еще не со всеми и не всегда получается, но я научилась относиться к этому не как к трагедии, а как к сигналу - ты еще не все умеешь, тебе есть куда расти, у тебя впереди еще очень много, не останавливайся! И я не останавливаюсь, я пробую разные подходы, разные способы подачи информации, разные эмоциональные сравнения и разные поучительные истории. Каждое занятие для меня - это не только работа, это еще и учеба, приобретение опыта, поиск совершенства.
Зачем приходит пациент к врачу? Чтобы его вылечили раз и навсегда, чтобы болезнь больше не тревожила, чтобы чувствовать себя хорошо. Что может сделать врач? Вылечить болезнь (или хотя бы максимально купировать симптоматику), дать рекомендации исходя из состояния здоровья пациента, объяснить что необходимо сделать пациенту для поддержания здоровья. Поможет ли это пациенту начать следить за здоровьем, беречь себя? Зависит от пациента.
А ведь еще врач может добиться от пациента не только понимания, но и осознанного изменения отношения к себе, к своему здоровью и недугам. И - как следствие - врач будет данного пациента видеть ОЧЕНЬ редко по большим праздникам))
Зачем ученик приходит к учителю? Чтобы его научили определенным навыкам, чтобы незнание этих навыков больше ему не мешало, чтобы почувствовать себя умнее, а значит лучше. Что может сделать преподаватель? Научить конкретным навыкам, рекомендовать дополнительные источники знаний, объяснить логику преподаваемого предмета для его самостоятельного дальнейшего изучения учеником. Даст ли это ученику стремление к самосовершенствованию, поддержит ли в поисках новых знаний? Зависит от ученика.
А ведь преподаватель может убедить ученика заняться самообразованием, подкрепить его веру в себя, заронить в него интерес и желание учиться дальше... Как следствие - ученик пойдет далеко вперед, возможно, даже обгонит своего учителя, и уже учитель будет вспоминать своего ученика, а не наоборот...
Зачем люди приходят со своей собакой к инструктору-дрессировщику? ...
Что может сделать инструктор? ...
А что он может сделать еще и какой будет результат?...
*я вижу тут прямую логику. Некоторые ее не видят. И это личное дело каждого, но свое мнение я высказала так и в такой форме, в какой считаю нужным.