Мысли вслух

Dec 16, 2013 21:17

О людях и свойствах нервной системы.

Посреди подступающей бессонницы меня обуяла мысль (есть у меня такое средство для сна - поймать одну интересную мысль и мусолить ее до полного засыпания прочего организма - побочный эффект к виде сюрреалистических снов порой тоже доставляет). Мысль о том, какие черты личности и характера у людей обусловлены врожденными свойствами нервной системы. Даже немного не так - скорее как врожденные свойства нервной системы могут проявляться в чертах характера человека.
Для разбора взяла сначала себя.Промучилась полчаса и поняла, что мне нужны сравнительные характеристики. Ну кого я еще могла взять для сравнения, если не собственного ненаглядного мужа?
И пришла я к выводу, что самые бесящие нас друг в друге черты характера, которые мы никак не можем понять и объяснить, как раз таки и являются теми самыми врожденными!
Вот я - эмоциональный экстраверт, легко расстраиваюсь или радуюсь и так же легко перестаю это делать под влиянием внешней среды, не впадаю в состояние аффекта практически никогда - кроме случаев, когда на меня сваливается чрезмерно много дел, требующих моего непосредственного участия и контроля. Если расстраиваюсь - реагирую очень эмоционально (хотя внешне и не скажешь порой), но для этого меня надо "довести". В обычной жизни очень терпима.
Муж мой - эмоциональный интроверт, с головой уходящий в решение любой проблемы, с трудом перестраивающийся после печальных или радостных новостей кроме авральных ситуаций. В этом случае моментально мобилизуется и остановить его крайне проблематично. Может сутками пахать как умственно, так и физически, больше ни на что не отвлекаясь - и отвлечь его даже специально крайне трудно.  Если расстраивается - может взорваться от мелочи и пока не успокоится сам, лучше не лезть.
И все у меня в голове сложилось сразу:
 у меня слабая нервная система, поэтому я не могу выдержать, когда на меня валится много-много всего и не могу заниматься кучей дел одновременно, плюс тяжело реагирую на длительный стресс, как и на сильные переживания. У меня хорошая скорость переключения нервных процессов - поэтому я быстро отхожу и быстро переключаюсь с одного на другое. У меня совершенно не взрывной темперамент. Ну и до кучи я сильно аффектирована (внешнее выражение эмоций).
У мужа сильная нервная система, поэтому он может работать "на износ" и заниматься кучей проблем сразу. Он лучше реагирует на стресс, чем я. Но при этом у него взрывной темперамент. А скорость переключения нервных процессов у него плохая - он долго "отходит" и полностью погружается в любую задачу надолго. А с аффектированностью у него беда - самый настоящий интроверт.

Плюсы из этих мыслей большие - не надо обижаться, расстраиваться или пытаться что-то изменять во врожденных характеристиках человека. Это он может изменить только сам, если ему что-то мешает - да и то в определенных пределах. Полностью изменить врожденные характеристики нервной системы - это все равно что усилием воли отрастить себе шестые пальцы на руках или хвост)) Такие уж мы родились - важнее научиться с этим жить, чтобы оно не мешало ни тебе самому, ни окружающим, а не жалеть и не винить себя в этом.

О щенках, эволюции и телосложении.

Задумалась - интересно, а влияет ли режим питания щенка на его конституцию в будущем? Вот в природе, например, если щенок получает от взрослых отрыжку часто и понемногу, это означает, что основное питание взрослых - звери мелкие, а значит лучше всего будут охотиться и есть особи с легким костяком и сухим телосложением. А если щенок кормится редко, но помногу, то это означает, что основное питание взрослых - крупные звери, а значит лучше будут охотиться особи с более тяжелым костяком и более сырым телосложением... Хотя да, это спорно. Но все равно интересно. Еще не пришла ни к каким выводам - думаю)))

О отрицательном подкреплении и сравнении с детьми.

Подумалось - а вот сторонники бесконфликтной дрессировки часто сравнивают щенка и ребенка, что мол воспитание с применением отрицательного подкрепления к детям не подходит, мол неужели вы бы ребенка шлепали за то, что он со стола решил стащить запрещенные шоколадные конфеты?.. И так далее.
Хорошо, допустим. А что с положительным подкреплением? Представьте - хвалить ребенка только за хорошее поведение, за хорошие поступки, за сделанные правильно и быстро дела... Что будет с ребенком? Смотрю я в зеркало и понимаю - а вот что будет. Вечно заниженная самооценка, вечная попытка "быть хорошим, чтоб любили", вечные переживания и сомнения, что любят просто так, а не за что-то. И попытки самооценки рухнуть ниже плинтуса, когда делаешь малейшую ошибку или же не делаешь чего-то хорошего долгое время.
Сравнивать детей и собак можно, ИМХО, до определенного детского возраста. Интеллект собаки сравнивают с интеллектом 3,5-4 летнего ребенка. А развитие абстрактного мышления у детей начинается примерно с 5 лет. То есть сравнивая ребенка и щенка - о похожем восприятии можно говорить только имея ввиду ребенка до 3 лет. А учитывая, что образное мышление у детей начинает активно проявляться с 2 лет - я бы ограничила возраст для сравнения именно 2-мя годами. В более позднем детском возрасте - такое сравнение будет уже притянутой за уши абстракцией. То, что я помню из раннего детства (3 года примерно) - это подтверждает. Помню, как я обкакалась, гуляя зимой на улице, и весело бегала с хохотом от бабушки, которая очень ругалась, бегая за мной вокруг дома. Мне это действительно казалось тогда игрой - я бегу, она догоняет))
А вот примерно в 4 года я помню, как играла рядом с тазиком с клеем (семья клеила обои) и села в этот таз. И расплакалась не потому что упала, а потому что все повалились с хохоту - правда вот уж гибкая детская психика, через минуту я тоже смеялась, потому что смеялись все вокруг. Но вот это ощущение - я упала, а они смеются - я помню.

В общем, мозг мой работает порой отдельно от меня - мысли в голову приходят разные и забавные. И чем ближе обучающий курс - тем больше интересных мыслей приходит в голову))

ИМХО, мысли вслух

Previous post Next post
Up