Про отзывчивых гаишников

Apr 20, 2017 20:39

Самое большое затруднение, которое возникло у меня в тот момент, когда я решил эту историю изложить, заключалось в том, что мне предстояло решить важный вопрос: как донести до читателей суть вопроса как можно яснее и понятнее, но при этом не разгласить ненароком чего-либо из того, что разглашать не положено. Да, кто-то наверняка скажет: «Автор, по телевидению и в интернете давным-давно рассказаны всякие случаи из практики правоохранительных органов, касающиеся методики осуществления оперативно-розыскной деятельности, и многое из этого уже совсем не секрет». Так-то оно так, но я вовсе не хочу разделять с теми, кто эти примеры выкладывал, риск привлечения к ответственности за разглашение. Поэтому я решил поступить проще. Я не буду раскрывать тут весь процесс документирования преступной деятельности фигурантов, а сразу изложу то, что было установлено.

Лет так семь назад, может чуть больше, может чуть меньше, к нам в подразделение собственной безопасности органов внутренних дел с какими-то своими жизненными проблемами обратился некий гражданин с активной гражданской позицией. Этот гражданин помимо всего прочего в разговоре с нашим опером совершенно непроизвольно шепнул ему на ухо, что в городе существует группа добрых и отзывчивых сотрудников ГИБДД, которые небезразличны к проблемам рядовых участников дорожного движения и всегда готовы придти к ним на помощь. Например, в тех случаях, когда водитель по какой-либо  нелепой случайности повредил свой автомобиль, а выплата страховой суммы ему за это не положена.

Действительно, такие случаи бывают, и не так уж и редко. К примеру, едет себе гражданин в ночное время по городу, никого не трогает, тихо-мирно управляет принадлежащим ему транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, и тут - бац! Какие-то злодеи понаставили по обочинам столбов, будь они не ладны. И главное, не объехать было этот столб, вот в чем проблема. По понятным причинам ГИБДД гражданин не вызывает, при помощи верных друзей эвакуирует куда-то поврежденное транспортное средство с места ДТП. Поутру он с этими же друзьями на глаз оценивает причиненный автомобилю ущерб тысяч так в сто пятьдесят. Ну не будет же ни в чем не повинный водитель платить за ремонт из своего кармана, поэтому он начинает сильно думать об эту проблему и звонить по знакомым с целью мониторинга рынка мошеннических схем в сфере автострахования. Кто-то из этих знакомых сообщает пострадавшему, что у него есть на примете инспектора ГИБДД, которые нарисуют ему справку о том, что на самом деле имело место дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей, причем виновником будет второй участник ДТП, которого эти же ГАИшники любезно подыскивают своими силами. И оценивают эти замечательные люди в погонах свои услуги совсем не дорого: всего 10 процентов от страховой суммы. Конечно, гражданин соглашается, платит этим добрым ГАИшникам примерные 10 процентов, получает от них справку о ДТП (по которой он пострадавший), идет в страховую компанию второго участника ДТП и благополучно получает после оценки страховую выплату. А если мало заплатили, то идет в суд, по решению которого получает еще всяческие мелкие бонусы в виде компенсации за утрату товарного вида, и тому подобные плюшки. В общем, все довольны. Кроме страховых компаний, которым остается только подсчитывать убытки.

И еще тот сознательный гражданин случайно обронил фамилию одного из этих сотрудников ГИБДД -  Колдобинов. Нашептанная ифнормация нас очень заинтересовала, и мы стали по ней плотно работать, что называется - оперативным путем. Вся разработка заняла чуть меньше года, что на самом деле не такой уж и большой срок для такой темы.

Выяснилось, что в батальоне ДПС действительно служит сотрудник по фамилии Колдобинов. Лет ему было что-то около тридцати семи, отработал он в ГАИ уже примерно лет пятнадцать. Занимал он должность инспектора по выездам на ДТП. Есть такие специально обученные инспекторы, которые только и занимаются тем, что оформляют дорожно-транспортные происшествия.

Также выяснилось, что Колдобинов поддерживает приятельские отношения с другим инспектором по выездам на ДТП, неким Ямкиным. Ямкин был помоложе Колдобинова лет на десять, и работал в ГАИ тоже не столь долго. Правда оказалось, что в общем-то Колдобинов и Ямкин общаются исключительно на практические темы, то есть что бы такого замутить по фальсификации материалов ДТП.

Организатором явно выступал Колдобинов. К нему обращались клиеты, у него же были знакомые владельцы «подставных» автомобилей, среди которых имелся КАМАЗ, ЗИЛок, ГАЗончик и пара «Газелей». Автомобили эти были старые и давно накрепко ушатанные. Судя по всему, они и подбирались с тем расчетом, чтобы в случае чего по уже имевшимся на них механическим повреждениям максимально затруднить идентификацию с конкретным ДТП.

Выходило, что сначала Колдобинов брался «помогать» с оформлением левых ДТП своим знакомым и родственникам. Например, у одного его корефана не вписанный в полис пасынок ночью с друзьями взял показаться относительно свеженького «Фокуса», ну и расхлестал его к едрене фене. Или другой родственник обратился к Колдобину, когда в его автомобиль, припаркованный во дворе многоэтажного дома, кто-то нормально так въехал. Видимо, родственник подумал, что виновного найти все равно не получится, и поэтому сразу взялся решать вопрос с возмещением вреда неформальным путем. Но потом слава побежала впереди героя, и о том, что есть такая возможность поднять бабла со страховых, стали знать многие.

Поначалу наши заботливые инспекторы заморачивались с фальсификациями не по-детски: на место мнимого ДТП (как правило, не в самом оживленном месте города) притаскивался поврежденный автомобиль клиента и подставной автомобиль, они расставлялись на проезжей части так, чтобы картина оптимально соответствовала имевшимся на машине клиента повреждениям. Производилось фотографирование, приглашались настоящие понятые - случайные люди, которые проходили или проезжали мимо, составлялась схема, с участников ДТП там же на месте брались объяснения, после чего все ехали в ГИБДД, где уже выдавалась справка о ДТП. Один раз Колдобин задумал вообще мощный сценарий: якобы клиент на своем «Мерседесе» уклонялся от столкновения с выехавшим на «встречку» автомобилем ВАЗ-2106, и допустил столкновение со стоявшим на обочине КАМАЗом, разворотив «Мерседесу» полморды и слегка оцарапав «Кузбасс-лак» на заднем бампере КАМАЗа. Ясное дело, что водитель «шестерки» тоже был подставной, и на него даже составили административный протокол за выезд на встречку для пущей правдоподобности. Но там у клиента был действительно недешевый автомобиль, сумма по ОСАГО выходила максимальная, и поэтому инспекторам пришлось играть в Голливуд: мало ли как там в страховой, или не приведи случай - в суде, на эти материалы посмотрят. Кстати, посмотрели нормально.

Но потом наши герои обленились, что ли. Сначала начали притаскивать автомашину клиента на место, но уже без подставного автомобиля, и фотографировали только её. Потом они вообще охамели в край, и стали рисовать материалы по левым ДТП прямо у себя в кабинетах, сочиняя легенды на ходу, при этом подкладывая фотографии с других ДТП с похожими по цвету и модели автомобилями (благо, количество таких фоток у них в служебных компьютерах поражало воображение), вписывая в качестве понятых своих знакомых и расписываясь за них и за подставных участников.

Но в целом бизнес у инспекторов шел неплохо. В один из дней Ямкину позвонила жена и предложила ему зашарить на какой-нибудь больничный дней на десять, потому что подруга предложила ей за недорого «горящие» путевки в Египет. На это Ямкин ответил супруге: «Какой нафуй Египет, дорогая, у нас тут вообще сенокос, клиент просто как на нерест прёт!».

Вот тут мы и поняли, что пора прикрывать эту лавочку. Поэтому по нескольким левым ДТП, а именно таким, где уши фальсификации торчали явно и неприкрыто, повыдергивали к себе всех якобы «участников», и стали с ними разговаривать, в случаях особенного упорства с их стороны давая послушать предварительно рассекреченные результаты оперативно-розыскной деятельности. После этого все рассказывали на бумагу всё, как было на самом деле.

Правда, сами Колдобинов и Ямкин «колоться» отказались категорически. Но это нам особо было и не нужно, потому что доказательств хватало и так. Хотя по некоторым эпизодам пришлось заниматься так называемым «анализом биллинга» (на самом деле эта бодяга называется совсем не так). Это когда берутся данные с базовых станций операторов сотовой связи, и устанавливается, что в тот момент, когда инспектор, клиент, подставной и два понятых должны были оформлять ДТП в одном месте, на самом деле они все находились в самых разных частях города. Всего мы задокументировали пару десятков эпизодов.

Потом было долгое следствие и направление дела в суд. Помимо гражданских клиентов, которые обвинялись в мошенничествах, в суд пошли Колдобинов и Ямкин, которым вменялось получение взяток и служебные подлоги. Но в суде инспектора дурить не стали, полностью признали свою вину и раскаялись, за что оба получили условные сроки. Как потом страховые компании вымораживали ущерб по этим левым ДТП, я не знаю, потому что в эти вопросы не вдавался.

Прочитав этот текст, наверняка кто-то подумает: «А что же гаишники делали такого плохого? Ну, нагревали они страховые компании, так они же - страховщики - кровопийцы, это общеизвестно! Главное, гражданам никакого ущерба, наоборот, помогали людям» и всё такое прочее. Не знаю, не знаю… Почему-то я такого взгляда на эту историю не разделяю.

про людей, мошенничество, собственная безопасность, рассказ, ДПС, ГИБДД

Previous post Next post
Up