«Европейские места памяти о геноциде» - рассказывает социолог Ева Ковач

Dec 03, 2019 16:10



1 декабря в Калининграде венгерский социолог, директор исследовательских программ венского Института Визенталя Ева Ковач прочитала лекцию «Европейские места памяти о геноциде». Эта статья - мои впечатления от лекции.

Что такое места памяти? Их главная функция - символическая, их задача - сохранять и формировать память сообществ, создавать представления сообществ о самих себе - собственную идентичность.  Местом памяти может быть как конкретная географическая точка, так и события, предметы, архитектурные сооружения, песни, книги, символика, вплоть до государственной, различных групп и сообществ и так далее. И конечно, музеи и памятники людям или событиям. Символизм мест памяти делает их динамическим феноменом, их восприятие может меняться с течением времени и в соответствии с его, времени, «духом». Особое значение как «место памяти» имеют произведения искусства, кинематограф, театр - события культурной жизни, в которых отражается восприятие тех или иных исторических событий и их формы в человеческом сознании, что также оказывает влияние на формирование идентичностей.

Еврейское сообщество при отсутствии других объединяющих мотивов и существенной секуляризации выстраивает самоидентификацию на основе памяти о Холокосте - под девизом «Никогда больше!».

Для этого «никогда больше» Холокост должен стать и уже становится архетипическим образом геноцида - образец или схема для представления как конкретного человека, так и сообществ о геноциде (геноцидах) вообще - во все времена и повсеместно.

Ева Ковач отметила, что сих пор ведутся споры, какие массовые убийства можно считать геноцидом. Это является одним из препятствий для унификации европейской мемориальной политики - для формирования единого представления о европейской истории. Хотя в общем-то процесс унификации европейской политики памяти, по словам Ковач, уже завершен.

Она проанализировала две модели мемориальной политики: модель памяти о Холокосте и модель памяти о коммунизме в странах Восточной Европы. Поиск всё новых свидетельств Холокоста и преступлений коммунизма должны способствовать дальнейшему пересмотру представлений о местах памяти. Между этими двумя моделями сохраняются и противоречия, которые требуют разрешения.

Сама Ева Ковач является основателем аудио-визуального архива «Голоса двадцатого столетия» в Будапеште, в котором собираются личные аудио- и видеосвидетельства об актах Холокоста.

Г-жа Ковач в ходе лекции особенно настаивала на том, что «европейские места памяти о геноциде» должны сохранять память о преступлениях коммунизма. Собственно, основная часть лекции была посвящена именно этому.

К актам коммунистического геноцида она отнесла так называемый «голодомор», отметив, что голодомор был признан на уровне ООН, в том числе и Российской Федерацией в 2003 году.

Немножко соврала, конечно - как это принято там у них в их «индустрии памяти». Поскольку это было всего лишь заявление, подписанное 25 странами, среди которых, да, была и Российская Федерация, по случаю «семидесятой годовщины Голодомора - Великого голода 1932-1933 годов в Украине» (документ А/С.3/58/9 Третьего Комитета). Причем в английском оригинале это выглядит так: on the seventieth anniversary of the Great Famine of 1932-1933 in the Ukraine (Holodomor) - мы видим, что русский вариант несколько более деликатен к чувствам наших украинских партнеров.

Учитывая, что украинская делегация настаивала на резолюции Генеральной ассамблеи (резолюция - документ гораздо более весомый), а также признании «голодомора» геноцидом (напомню, геноцид - форма коллективного насилия, направленная на уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы), можно считать, что номер не прошел. В заявлении отдана «дань памяти миллионам русских, казахов и представителей других национальностей, умерших от голода в Поволжье, на Северном Кавказе, в Казахстане и других районах бывшего Советского Союза», а не только украинцев. Но очередное покаяние РФ за своё советское прошлое показательно.

Уже открыты все архивы, все обстоятельства и причины голода 1932-33 годов известны, то, что умысла советского руководства не было, доподлинно установлено. Но в массовом сознании, практически монопольно формируемом посредством специфической «индустрии памяти» (о том, что это такое, ниже) зловещий умысел кровавых коммунистов неоспорим. Напомню, что голодом была охвачена и Западная Украина, находящейся в то время под властью Польши. Но Польшу в «голодоморе» не обвиняют. Польшу не обвиняют в голодоморе, свидомых украинцев-бандеровцев - в Волынской резне и Бабьем Яре… «тут помню - тут не помню» - это и есть «политика памяти».

К актам коммунистического геноцида Ева Ковач отнесла также «Gulag», приведя в пример как место сохранения памяти о нем музей политических репрессий «Пермь-36» - детище известного иностранного агента «Мемориал». «Мемориал» тоже участвует в проекте Представительства ЕС в России «Поверх барьеров - Европа без границ», в рамках которого осуществляет свой вояж Ева Ковач. По словам Ковач, в музее сохраняется аутентичный антураж - бараки и т.п. Насколько он действительно аутентичен, подробно освещено в цикле статей о музее политических репрессий «Пермь-36».

Напомню, что в лагере «Пермь-36» содержались «политические» - в том числе власовцы и бандеровцы, и отнюдь не в кандалах, как лжет музейная экспозиция. Но о бандеровцах, осуществлявших прямой и непосредственный, без всяких натяжек, геноцид евреев в Бабьем Яру и геноцид поляков и евреев в ходе Волынской резни Ева Ковач даже не заикнулась. Для неё контингент Перми-36 - это жертвы преступлений коммунизма.



Что интересно, в своей лекции Ева Ковач старательно избегала называть виновника Холокоста - нацизм. Это слово она ни разу не произнесла. Просто - Холокост и страдания евреев в ходе его осуществления. Но словосочетание «преступления коммунизма» она использовала постоянно.

Даже рассказывая о европейских «местах памяти» задача которых приравнивание коммунизма и фашизма, и их значимости, она говорила о «преступлениях тоталитаризма и коммунизма».

Как место памяти о преступлениях тоталитаризма и коммунизма Ева Ковач привела пример «Дома террора» в Будапеште, а также многочисленные музеи преступлений тоталитаризма и коммунизма в постсоветских странах и странах Восточной Европы.
Отметим, что места памяти преступлений тоталитаризма (читай коммунизма) создаются и в Российской Федерации, они исчисляются уже десятками. Как единый методический центр для всех этих мест в Москве учрежден государственный музей истории ГУЛАГа.

Похоже, самая актуальная задача сегодня для спецсоциологов типа Евы Ковач и её коллег, в том числе, и российских -  это радикальная декоммунизация, причем, в глобальном масштабе.

Обвинить коммунистов ещё и в геноциде евреев не так-то просто, как мы понимаем. Но Ева Ковач справилась. Собравшимся на лекцию слушателям госпожа Ковач объявила: геноцид евреев осуществлялся в Российской Империи (имея в виду черту оседлости и погромы), а коммунисты - продолжатели имперских традиций. Это на заметку «красивым русским людям» - националистам, монархистам и белодельцам, мечтающим о декоммунизации. Как только Россию декоммунизируют окончательно, примутся за вас. Впрочем, об этом уже неоднократно предупреждали: декоммунизация - удар по исторической России как таковой.

Как сообщается на сайте «Мемориала», проект Представительства ЕС в России «Поверх барьеров - Европа без границ», призван помочь обществу осмыслить «трудное, подчас трагическое прошлое». Общество сопротивляется, поскольку в нем «представлены группы, культивирующие имперские и националистические настроения». Задача-минимум в данном случае - «побудить аудиторию взглянуть на ситуацию, связанную с отношением российского общества к советскому прошлому, в более широком европейском контексте, увидеть социальные закономерности, познакомиться с позитивным опытом работы гражданских институтов разных стран».

Слышите, господа российские антикоммунисты - имперцы и националисты? Переосмысление отношения российского общества к советскому - только ступень к переосмыслению национального и имперского. Добиваясь радикальной декоммунизации в России, вы сами наносите смертельный удар по своей собственной имперской или национальной мечте - к удовлетворению «гражданских институтов разных стран» (о том, насколько они действительно «гражданские», разговор отдельный). Диффамация СССР, следом за ним Российской Империи и современной России - это путь к отрицанию самого права на существование исторической России.

Курьезный случай (в моих глазах, но, по-видимому, не глазах остальных присутствующих) произошел, когда подошло время для вопросов лектору. Один из слушателей как пример коммунистического геноцида привел убийство венгром Бела Куном 50 тысяч офицеров после отплытия из Крыма Колчака. Ева Ковач его поправила. Но не в том, о чем вы могли подумать. Она пояснила, что Бела Кун был венгерским евреем, но евреем неправильным, поскольку верил не в Яхве, а в Карла Маркса.
Материалов о том, что произошло в Крыму в 1920 году вполне достаточно, но, как видим, «индустрия памяти» своё дело сделала…

Политика памяти, унификация политики памяти, индустрия памяти, новая глобальная память человечества, транснациональная память - это то, о чем говорила Ева Ковач в своей лекции… Об этом далее

геноцид, десоветизация, декоммунизация

Previous post Next post
Up