Как мы знаем, в результате Второй мировой войны Германия оказалась разделенной на западную и восточную оккупационные зоны. В западной оккупационной зоне в 1949 году бы принят
Основной закон, оформляющий единство управления на этой территории. Принимался он Парламентским собранием из представителей земель, находящихся в западной оккупационной зоне, но в том числе и от имени «тех немцев, которые были лишены возможности участвовать в этом процессе». Подчеркивается его переходный характер - «до достижения единства и свободы Германии, исходя из принципа свободного самоопределения».
Из заключительных положений: «Настоящий Основной закон прекратит свое действие в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным решением немецкого народа», то есть, по результатам референдума. Основной закон продолжает действовать и в настоящее время, после объединения ФРГ и ГДР в 1990 году, что позволяет утверждать, что процесс «достижения единства и свободы Германии» завершенным не считается.
Согласно Основному закону устанавливается преемственность Федеративной Республики Германии с Германским Рейхом, в том числе, и имущественная, а также на право владения водными путями, автострадами и дорогами Рейха. Выделим статью 135 п.6 - «Долевая собственность бывшей земли Пруссии в частных предприятиях переходит к Федерации. Подробности регулируются федеральным законом, который может предусматривать и иные правила» - поскольку он непосредственно касается Калининградской области.
Первым свою подпись под Основным законом поставил канцлер и председатель партии Христианско-демократический союз (ХДС) Конрад Аденауэр, заложивший фундамент послевоенной политики ФРГ, одним из основных внешнеполитических направлений которой стал «германский вопрос» (Deutsche Frage) - достижение единства страны и немецкого народа.
К 1950 году основные принципы германской политики были сформулированы: высшим приоритетом является суверенитет ФРГ, при безусловном единстве с западноевропейским сообществом и совместном с ним противостоянии политической и военной экспансии СССР, наследовавшем, согласно взглядам Аденауэра, политику Российской Империи «Drang nach Westen» - натиска на Запад; ФРГ - правопреемница общегерманской государственности, имеющая право на объединение с землями ГДР и Берлином; пересмотр границы по рекам Одеру и Нейсе - границы между ГДР и Польшей, соглашение о которой было подписано этими государствами в 1950 году (в 1970 году правительство Вилли Брандта, СДПГ, в договоре с СССР границу по Одеру и Нейсе признала); защита западногерманскими представительными органами прав восточных немцев, в том числе, и их права на самоопределение.
Договор 1990 года об окончательном урегулировании в отношении Германии, известный как «Договор 2+4», заключенный между двумя частями Германии - ФРГ и ГДР, а также державами-победительницами во Второй мировой войне, окончательно установил суверенитет Германии и зафиксировал отказ союзников от прав в отношении неё.
Число лиц, депортированных с территорий, потерянных Германией по результатам Второй мировой войны, достигало по разным оценкам 12-14 млн. Это внушительный политический ресурс, и он не мог не быть задействованным. Появилось множество организаций, в той или иной мере ставящих вопрос о пересмотре её итогов.
Так, в ходе выборов 1953 года Общегерманский блок «Союз лишенных родины и прав» (СЛРП) получил 5,9 % голосов избирателей. Глава победившего ХДС Конрад Аденауэр включил Союз в правящую коалицию, несмотря на то, что двое из руководителей СЛРП имели нацистское прошлое - бывший член СС Вальдемар Крафт и участник «пивного путча» 1923 года Теодор Оберлендер.
В том же году на пост статс-секретаря ведомства канцлера был назначен Ханс Глобке (1898-1973), бывший сотрудник министерства внутренних дел нацистской Германии, давший официальный комментарий к нюрнбергским «расовым законам», на основании которых осуществлялась последовательная изоляция евреев по принципу расы - «Закону о гражданине Рейха» и «Закону об охране германской крови и германской чести». Судом ГДР Глобке был приговорен к пожизненному заключению. Несмотря на то, что назначение Глобке сопровождалась скандалом и протестами, он оставался на своем посту до конца правления Аденауэра - до 1963 года.
Политически СЛРП опирался на Союз изгнанных и Союз землячеств, из которых самыми значительными были землячества Судет, Силезии и Восточной Пруссии.
В 1957 году Союз изгнанных и Союз землячеств объединились в «Союз изгнанных - Объединенные землячества и земельные организации», насчитывавшем более 2 млн членов.
Добиться признания немцев жертвами войны, а депортированных пострадавшими и имеющими право на компенсацию, в том числе, и территориальную - такую задачу ставят перед собой «изгнанные». Так, «право на родину» закреплено в Основном законе федеральной земли Саксонии.
В 2010 году в Германии широко отмечалось 60-летие «Хартии изгнанных с родины немцев», в которой есть такие слова:
«Мы потеряли нашу родину. Лишенные родины - чужие в этом мире. Бог дал каждому человеку родину. Оторвать человека от его родины - значит убить его духовно.
Мы выстрадали и пережили эту судьбу. Поэтому мы считаем себя призванными требовать, чтобы право на родину как одно из Богом данных основных прав человека было признано и осуществлено».
А те, кто «убил» - есть преступники, не так ли? Очевидно, что речь идет о пересмотре итогов Второй Мировой войны.
К 1970 году число «изгнанных» возросло до 8,9 млн, среди которых более четверти молодежь: статус изгнанных передается по наследству.
После смены правящей партии в 1963 году позиции изгнанных несколько ослабли, но возвращение к власти ХДС-ХСС в 1983 году под руководством Гельмута Коля, который называл себя «политическим внуком Аденауэра», они вновь укрепились. Этот период ознаменован активизацией как политики в отношении ГДР и решения «германского вопроса», так и проблемы «изгнанных».
Контакты партийного руководства с Союзом изгнанных становятся регулярными, в публичных выступлениях партийных лидеров и в общественно-политических дискуссиях звучат слова о Германии в границах 1937 года.
Тем не менее, этот тезис - «признание существования Германского рейха в границах 1937 года» - в официальную политику не включается. Главным в политике ХДС-ХСС является поддержка, в том числе, и материальная, деятельности по сохранению культуры и традиций изгнанных и переселенцев с территорий, потерянных Германией в результате Второй мировой войны, а также обустройства этнических немцев, переселяющихся с территорий СССР и Польши.
В бундестаг входило не менее 40 представителей Союза изгнанных, оказывавших значительное влияние на политику ХДС-ХСС.
В 1953 году в Германии был
принят Федеральный закон о перемещенных лицах и беженцах, упорядочивший прием и интеграцию в Германии лиц немецкой национальности, вынуждено или добровольно переехавших на её территорию в ходе, а также после завершения Второй мировой войны из стран Восточной Европы и Советского Союза.
Согласно закону (в
редакции от 2 июня 1993 г.):
«Перемещенным лицом является лицо с немецким гражданством или немецкой национальности, которое ранее проживало на восточных территориях (под управлением иностранных государств), или на территориях за пределами Германского рейха в границах от 31 декабря 1937 г., и которое потеряло свое прежнее место жительства в результате событий Второй мировой войны, угона за пределы Родины, высылки, бегства».
«Изгнанным с Родины является тот, кто 31 декабря 1937 г, или уже до того, проживал на территории государства, из которого он был перемещен (территория изгнания), и кто покинул этот регион до 1 января 1993 г. Совокупность территорий, названных в Абз. 1, принадлежавших на 1 января 1914 г. Первому Рейху или Австро-венгерской монархии, либо позже Польше, Эстонии, Литве или Латвии рассматривается как единая и неделимая территория изгнания».
Мы видим, что «единая и неделимая территория изгнания» включает в себя территории, принадлежавшие Рейху и Австро-Венгерской монархии до 1914 года.
Напомним, главная цель германской политики - воссоединение народа и страны через реализацию права на самоопределение. Причем, прецедент уже был создан в 1955 году, когда таким образом был решен «саарский вопрос» - присоединение к ФРГ Саара, ставшего десятой федеральной землей. Необходимым условием воссоединения является формирование национального самосознания и его дальнейшее укрепление, пробуждение и сохранение чувства единства нации.
Параграф 96 закона о перемещенных лицах и беженцах прямо предписывает федеральным и государственным органам власти Германии оказывать всемерное содействие сохранению «культурного наследия», обеспечения архивов, музеев, библиотек, средств художественного творчества и подготовку кадров на тех территориях, на которых живут или ранее проживали немцы, и который относится именно к регионам Восточной Европы, в том числе, и бывшей Восточной Пруссии, в том числе, и Калининградской области.
Закон предусматривает так называемую субсидиарность, то есть выполнение заявленных задач на самом «низовом», наиболее удаленном от «центра» уровне. Так что «частная» инициатива и благотворительность со стороны многочисленных немецких организаций хорошо поддерживается на государственном уровне.
Их распространение стимулируется и принятой в 1982 году государственной «Базовой концепцией работы с восточно-германской культурой». Было заявлено, что культурное наследие и «духовная субстанция немецких культурных ландшафтов» на Востоке являются неотъемлемой частью национальной культуры. В этой связи были созданы общенациональные, финансируемыми государством музеи, научные институты и другие организации, успешно действующие на поле культурного просвещения.
Преемственная и последовательная политика Германии, прежде всего ХДС-ХСС, политика «малых шагов», поддержка культурных, научных, образовательных, благотворительных и других проектов широкого массового воздействия дала свои плоды уже к 1990-му году - году объединения Германии. Как сказал Гельмут Коль в октябре 1990 года в своем выступлении в бундестаге: «Объединение Германии - результат долгосрочной, умной политики. Основа тому, что сейчас происходит в Германии, заложена в 50-х годах. Сегодня впечатляющим образом исполняется то, что Конрад Аденауэр так описал в своих «Воспоминаниях».
Союз изгнанных. Землячество Восточной Пруссии
В Союз изгнанных входит более 20 организаций - землячеств. Среди них землячество Восточной Пруссии одно из крупнейших, насчитывает около 200 тысяч активных членов.
В 1999 году землячество отмечало 50-летие своего создания. В газете землячества под названием «Восточно-прусский листок» («Das Ostpreußenblatt», с 2003 года «Allgemeine Zeitung») была опубликована посвященная этой дате статья «Воспоминания в Берлине: бой за родину продолжается».
Перечисляются официальные лица, прибывшие на торжественное мероприятие в Шёнебергскую ратушу в Берлине или приславшие письменное приветствие: министр внутренних дел Манфред Кантер и действующий бургомистр Берлина Эберхард Дипген «выразили в письменном приветствии свою тесную связь с Землячеством Восточной Пруссии». В качестве официальной представительницы шефской земли Баварии прибыла министр по федеральным вопросам Урсула Меннле, член партии ХСС. «Место Восточной Пруссии в центре политики нашей страны», - подчеркнула она. Фрау министр напомнила и о том, что Бавария твердо придерживается своих обязательств, проистекающих из параграфа 96 закона о перемещенных лицах и беженцах. Того самого, на основании которого осуществляется политика по сохранению исторического немецкого наследия и «духовной субстанции немецких культурных ландшафтов» на «единых и неделимых территориях изгнания».
Особенно ярко прозвучало выступление председателя Восточно-Прусского землячества Вильгельма фон Готтберга. Он решительно отмел тезис о том, что изгнание является следствием войны. Изгнание, по его мнению, было целью войны, оно задумывалось и планировалось за многие годы до неё начала. Кроме того, в своем выступлении фон Готтберг сказал и о том, что давно ждет официальных извинений Польши, Чехии и России за преступное изгнание немецкого населения как за геноцид.
За время, прошедшее с 1948 года, проделана огромная работа «над родной Восточной Пруссией», - напомнил Фон Готтберг, но предстоит сделать самое главное: «Право человека на Родину должно, наконец, быть реализовано и для немецких изгнанников и их потомков».
«Желающие вернуться - должны иметь возможность сохранить немецкое гражданство, право на собственность и на беспрепятственный въезд и выезд. Таким же образом - таблички с указанием населённых пунктов на двух языках и национальная автономия, поддерживаемая государством», - деловито перечислил председатель землячества.
Выступил и председатель молодежного крыла Восточно-Прусского землячества «Юнге Ландсманншафт Остпройссен» Рене Неринг.
«Развитие „Юнге Ландсманншафт Остпройссен“ - это доказательство тому, что Восточная Пруссия ещё долго не будет внесена в Красную книгу видов, которым грозит вымирание. Из горсточки членов, стоявших у его истоков, „Молодого землячества“ только лишь за 6 лет выросло более чем на 1500 молодых людей», - сказал он, напомнив, что задачей организации на перспективу является «сохранение Восточной Пруссии и возвращение туда».
Для справки:
Junge Landsmannschaft Ostdeutschland (Junge Landsmannschaft Ostpreußen) молодежное крыло Восточно-Прусского землячества, обвинялись в Германии в экстремизме, вследствие чего головная организация была вынуждена от них отмежеваться.
В настоящее время действует ещё одна дочерняя молодежная организация Восточно-Прусского землячества - Bund Junges Ostpreußen (BJO), члены которой ставят перед собой те же цели, что и их предшественники
О некоторых персоналиях Восточно-Прусского землячества и AfD
Вильгельм фон Готтберг (1940), принадлежит к древнему аристократическому роду, родился в Восточной Пруссии, откуда его семья бежала в конце войны. В руководстве Восточно-Прусского землячества (Landsmannschaft Ostpreußen) с 1983 года. Учредитель и член попечительских советов других организаций и нескольких культурных фондов.
Награжден в 2005 году нагрудным знаком «Прусский щит»,
представляющий собой герб «Свободного государства
Пруссия», существовавшего в составе Веймарской республики
с 1918 года.
С 1932 года правительством «Свободного государства Пруссия»
руководил Герман Геринг.
«Свободное государство Пруссия» юридически распущено в 1947 году.
Герб Восточно-Прусского землячества
Прусские флаги в Калининграде
Вильгельм фон Готтберг долгое время был членом ХДС, откуда перешел в 2013 году в AfD (Альтернатива для Германии). Сейчас является членом фракции AfD в бундестаге. Отрицает холокост, который назвал «эффективным инструментом криминализации немцев».
Ещё одна фигура - Беатрис фон Шторх (1971), урожденная герцогиня Ольденбургская, вице-председатель AfD, член Европарламента от Германии. Контролирует несколько право-радикальных организаций, сторонница жестко-иерархического общества. Она принадлежит роду, имеющему давние и тесные связи с Россией и с «Кирилловичами». В 1997 году её отец герцог Хуно Ольденбургский посетил Россию.
Семья Шторх-Ольденбургских
Надо сказать, что в AfD много семей с голубыми кровями, чьи предки принадлежали верхушке НСДАП. У той же Беатрис Ольденбургской дед был министром финансов в Третьем Рейхе и близок Геббельсу.
Эрика Штайнбах. С 1998 года в руководстве Союза изгнанных, член фракции ХДС-ХСС в бундестаге. Родилась в новообразованной после оккупации Польши в 1939 году провинции Рейхсгау Данциг-Западная Пруссия (в настоящее время территория Польши), где служил её отец. Активно выступает за компенсации «изгнанным» или их возвращения на «землю предков», что периодически служит причиной осложнений в отношениях Германии с Польшей и Чехией. Заявляла, что у немцев нет причин для чувства вины перед Россией, а Ангеле Меркель не следует ехать на 70-летие Победы.
Эрика Штрайбах и Ангела Меркель
Во время торжеств, посвященных празднованию 50-летия Восточно-Прусского землячества в 1999 году, о котором рассказывалось выше, была высоко отмечена деятельность журналистки Гудрун Шмидт, родившейся в Силезии в 1941 году. Циклу её радиопередач «Старая и новая родина» был присужден Восточно-Прусский культурный приз. Фрау журналист, как отметил Вильгельм фон Готтберг, «внесла значительный вклад в сохранение восточнонемецкого культурного наследия». Гудрун Шмидт заверила, что в будущем будет работать ещё прилежнее «на благо родины и всех нас».
Гудрун Шмидт-Кернер работала в Калининградской области с самого начала 90-х годов, осуществляя гуманитарную помощь и организуя профессиональную практику молодых калининградцев в Германии. Среди её подопечных есть те, кто в настоящее время занимает довольно заметное положение в калининградском обществе и влияет на общественное мнение во вполне определенном направлении - Калининград европейский город со своей, отличной от общероссийской, идентичностью.
«Многие потом добились успехов в Калининграде, кто-то уехал в Москву, кто-то решил остаться в Германии. Среди наших практикантов были и Елена Селезнева, которая сейчас работает в Немецко-русском доме, и Артем Рыжков [арт-директор кинотеатра «Заря»], и многие другие. Могу сказать, что это была первая практика для калининградцев за рубежом, университеты стали предлагать свои программы позднее».
Шмидт в 1992 году стала соучредителем Ганзейского бюро (Информационное и контактное бюро германской Земли Шлезвиг-Гольштейн, в 2016 году внесенного в списки иностранных агентов), которое представляло в Калининграде «Союз содействия образованию молодежи и установлению контактов между Северной Германией и Калининградской областью» г. Любека (основан в 1991 году) и координировало гуманитарные проекты.
«После «гуманитарной эпопеи» мы организовали программу профессиональной практики молодых калининградцев в Германии. 135 юношей и девушек побывали в Любеке, работая по профессии: в банках, школах, в транспортных фирмах, в отелях. Ещё один значимый наш проект - с 1999 по 2003 годы мы проводили «Зимнюю школу» для фермеров Калининградской области», - рассказывает Гудрун Шмидт.
Всего же «Союзом содействия» с 1991 года по 2010 год в Калининградскую область были инвестированы более 1 миллиона евро.
Гудрун Шмидт-Кернер Европейским движением при поддержке Европейской комиссии была удостоена титула «Женщина Европы 1999 года». В ноябре 2002 года Шмидт-Кернер была награждена орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
В 2011 году Гудрун Шмидт была удостоена медали «За заслуги перед Калининградской областью».
Так есть германский реваншизм, или его нет?... Вопрос риторический.