Стрелковщина как проявление перестроечного слома

Feb 08, 2015 18:26

Оригинал взят у eot_nsk в Стрелковщина как проявление перестроечного слома


Уже почти полгода прошло с момента трагических событий на Юго-Востоке Украины - ухода из Славянска и всего, что за этим последовало. Случившееся тогда подняло в медиа-пространстве гигантскую волну информационной мути. Огромное количество противоречащих друг другу свидетельств и трактовок, острая политичность момента, все это привело к разделению общества на непримиримые группы, каждая из которых исповедовала свою версию случившегося.

Сейчас, по прошествии времени, муть оседает, и ситуация все больше проясняется. Политическая температура вокруг всего связанного с именем Стрелкова существенно уменьшилась. Дали свои комментарии главные герои тех событий. Можно утверждать, что накопилась некая «критическая масса» неопровержимой информации. А значит можно делать попытки спокойного осмысления произошедшего.

Это осмысление крайне необходимо, чтобы ответить на жизненно важные для страны вопросы. Прежде всего, чтобы понять, что же происходит в российской патриотической среде. Ведь экстремальные события на Донбассе, и, в частности, «стрелковская» часть этих событий, по сути, стали проверкой дееспособности российского патриотического сообщества. И результаты испытания крайне тревожные.



Не хочется перечислять все симптомы, их много. Если же брать картину в целом, то за последние месяцы мы смогли наглядно убедиться, во что способна превратить это сообщество горстка подлецов и провокаторов, снабженных медиаресурсом. Оказалось, что из патриотично настроенных, вполне искренне любящих Россию людей достаточно легко создать оружие для ее уничтожения. Точно так же, как это было сделано в отношении Украины зимой 2014 года.

Да, в этот раз планирующуюся Стрелковым сдачу Донецка и неизбежно последовавший бы за ней майдан в Москве (которого так ждали Просвирнин и Ко) удалось остановить. Катастрофу предотвратили, но антифашисткому сопротивлению на Донбассе был нанесен тяжёлый удар, потеряна большая территория. И где гарантия, что этот удар последний? Ведь то же самое, или примерно то же самое, вполне может произойти снова. Много ли нужно времени очередной группе пиарщиков, чтобы соорудить «залипуху» наподобие стрелковской?

Между тем вполне очевидно, что если такого рода эксцессы будут повторяться, то рано или поздно придет момент, когда остановить очередной из них не удастся. Поэтому нужно как можно подробнее разбираться, что делает общество уязвимым для «залипух». И в этом смысле огромный фактический материал, полученный за последние месяцы, поистине бесценен.

Перестроечный слом, раздвоенность, и ожидание «часа икс»

На мой взгляд, корни произошедшего лежат, как и многое другое, в перестроечном сломе общества и порожденной этим сломом раздвоенности. А именно, в массовом отказе от борьбы вопреки собственному пониманию, что борьба необходима. Кто-то пережил это непосредственно в перестройку. Кто-то, в силу возраста, позже. Но суть одна.

С одной стороны, у многих зреет все более четкое понимание, что разворачивающиеся в стране негативные процессы рано или поздно приведут ее к гибели. Каждый день все очевиднее становится, что эти тенденции не преодолены, а в каких-то областях, наоборот, даже усиливаются. Промышленность не развивается, нарастает технологическое отставание, стареет и изнашивается инженерная инфраструктура, разрушаются системы образования и здравоохранения, деградирует наука и культура, становятся все более примитивными человеческие взаимоотношения и так далее.

С другой стороны, совершенно непонятно, как противостоять проблемам такого масштаба. Кто-то пробует - выступает с общественными инициативами, приходит в политическую партию или движение. Сталкивается с косностью, безразличием, карьеризмом, продажностью, лицемерием. Нынешняя российская политическая среда, что провластная, что оппозиционная, в большей своей части является редкостным болотом, которое легко затянет и растворит в себе любые добрые намерения. Но даже если отвлечься от ее качества, роль гражданских движений в постсоветской России, просто по факту, всегда была близка к нулю и совершенно несоразмерна озвученным вызовам. Только в последние годы что-то постепенно начало меняться.

Ну и что делать, если душа за страну болит и требует действия? И опустить руки нельзя, но и что конкретно предпринять, тоже непонятно. В итоге, большинство так или иначе приходит к некому заглушающему боль самоуспокоению: да, сейчас я ничего не могу сделать, но вот когда «начнется», когда настанет «час икс», вот тогда я себя проявлю. Такая тенденция была выявлена довольно давно. Появился даже специальный термин «часиксисты». На эту тенденцию, кстати, достаточно мощно работает современная массовая культура.

Отказ от активного действия, перенос его на «час икс», это очень травмирующее решение, требующее компенсации. К тому же, сам по себе этот перенос не может до конца заглушить душевную боль. Поэтому, если речь идет об интернет-аудитории, занявший «выжидательную» позицию человек обычно не отказывается от деятельности вообще, а переводит ее в виртуальное пространство. Он «следит за политикой», с той или иной интенсивностью участвует в дискуссиях на различных интернет-ресурсах, может быть даже ведет свой блог и перепощивает понравившиеся тексты. В подавляющем большинстве случаев, такая деятельность быстро приобретает характер самоуспокоительного ритуала. Это не работа, не рост над собой, а просто времяпрепровождение.

Возникает раздвоенность между тем, что человек представляет собой в реальности, и тем, что он о себе думает. Отказавшись от борьбы он, одновременно, парадоксальным образом не считает себя ни побежденным, ни сдавшимся, ни отказавшимся от борьбы. И строит исходя из этого свой внутренний мир, основывает на этом свое самоуважение и так далее.

На описанное психологическое состояние накладываются все негативные тенденции, развивающиеся в окружающем обществе. Отказавшись от деятельного противодействия этим тенденциям (то есть от движения вверх) человек деградирует вместе со средой. Текущая вокруг жизнь постепенно подтачивает идеалы, ценности, нормы, рушит связи между людьми - в семье, в коллективе.

Налицо стремительная декультурация и интеллектуальное опрощение, когда уже даже просто длинный текст в блоге становится сложен для восприятия (многобукав), не говоря о том, чтобы читать и понимать толстые книги. Хотя бы в рамках школьной программы, о чем-то посложнее уже и речи не идет. Да, кого-то это коснулось больше, кого-то меньше, но в целом, если все общество движется в определенном направлении, одному человеку крайне сложно остаться в стороне от этого движения.

«Час икс» и бегство от реальности

Описанная выше деградация, вместе с необходимостью как-то компенсировать свое бездействие на фоне все более угрожающих процессов, заставляет еще глубже уходить в виртуальный мир, рвать связи с реальностью, бежать от нее. Причем этот процесс идет тем интенсивнее, чем сильнее «болит» и чем острее ощущается опасность.

Такое бегство от реальности - это далеко не бесплатное удовольствие. Да, оно позволяет, образно говоря, возвести вокруг себя некую стену, замкнуться внутри нее и не видеть разрушение страны, которую ты любишь, не замечать страданий тех, кто рядом с тобой. «Стена» глушит чувства и позволяет как-то наслаждаться доступными тебе радостями жизни. Причем и эти радости тоже постепенно перемещаются в виртуальный мир, интернет-среда предлагает «эрзацы», «протезы» тому, что отмирает в реальном мире (эрзац-общение, эрзац-отношения, эрзац-познание, эрзац-достижения и так далее). Но это отдельный разговор.

Взамен «стена», во-первых, очевидным образом все больше отделяет от возможности адекватно действовать в реальности. А, во-вторых, постепенно разрушает личность, усугубляя первоначальную травму, полученную при отказе от действия, увеличивая «раздвоенность». Как одно из следствий такого усугубления раздвоенности, углубления некого внутреннего разрыва, возникает одно очень опасное явление. Постепенно в реальности остается все меньше оснований для самоуважения. Иначе и быть не может, если самоуважение хоть в какой-то мере строится на патриотизме - проблемы нарастают, ты им никак реально не противодействуешь (а действия в виртуале не дают эффекта), соответственно, уважать себя не за что. И получается, что самоуважение оказывается все больше завязано на будущий час «икс». А это очень опасно, учитывая тот факт, что к реальному часу «икс» человек готов все меньше.

Ко всему перечисленному добавляется повсеместно навязываемая идеология общества потребления. В котором самое главное в жизни, чтобы было комфортно. Ну а если реальность или, например, совесть причиняют дискомфорт, то нужно от реальности убежать, совесть разрушить и так далее. Всем этим промывают мозги начиная с перестройки.

Встреча с «часом икс»

Перечисленные процессы, развиваясь в течение многих лет, создали очень специфическую общественную среду, которая и проявила себя в истории со Стрелковым.

И если вдуматься, то совсем не удивительно, что получившаяся среда клюнула, скажем мягко, на очень специфичного «героя». Удивительно как раз, что какая-то ее часть не клюнула, и в ней оказался востребован «классический» герой, и что эта же часть оказалась способной на соответствующий тип поведения, на реальную деятельность, а не симуляцию. Потому что травмированной среде реальный герой не нужен. Ей нужен герой травмированный.

А между тем, весной 2014 года вместе со стартом карательной операции на Юго-Востоке Украины наступил тот час «икс», которого все ждали. И убегающие от реальности столкнулись с выбором: либо каким-то образом включиться в процесс и проявить себя, либо потерять последнюю ниточку, на которой держалось их самоуважение, а у многих вообще весь внутренний мир. Но легко сказать «включиться в процесс». Ведь раньше почему-то отказались в него включаться. И причины, по которым отказались («непонятно, что делать», «что я могу один», «все уже куплено и продано») с тех пор никуда не делись. Наоборот, ситуация значительно усложнилась, а личность - деградировала.

В итоге человек оказывается в тяжелом положении - с одной стороны нужно что-то делать, поскольку иначе внутренний мир рушится, с другой стороны, решиться на необходимое гражданское действие как никогда сложно. Потому что это действие требует выйти из зоны комфорта, чревато реальными опасностями и жертвами, к которым человек не готов.

И вот тут-то появляется «герой», который заявляет, что без ввода российских войск на Юго-Восток победить невозможно. По факту это означает обнуление ценности любых усилий гражданского общества - если введут войска, то победят и без его помощи, а не введут, так все равно ничего не поможет. Для тех, кто оказался в подвешенном состоянии между чувством долга и страхом действия в реальном мире, такие заявления дают вожделенную возможность в очередной раз вывернуться и ускользнуть от принятия судьбоносного решения. Во-первых, они снимают с него ответственность за происходящее. Во-вторых позволяют снова уйти от реальности и найти самоуспокоение в виртуальной деятельности. А именно, кричать на каждом сайте «путин введи войска» и «путин слил». Оправдывая при этом свое фактическое бездействие тем, что все равно больше ничем не поможешь, вон, сам Стрелков подтвердил.

В ситуации этого продолжающегося бегства от реальности, объективная картина событий на Юго-Востоке, во всей ее сложности и неоднозначности, оказалась не нужна. Значимая группа в патриотическом сообществе (и в обществе вообще) заменила ее на этакий сентиментальный сериальчик от Стрелкова - потому что и за душу берет, и причастность к происходящему ощущается, и патриотом остаешься, но в то же время никакой ответственности.

Естественно, чтобы такого рода продукт имел спрос, процесс распада личности (совести, эмоций) и отрыв от реальности должны зайти беспрецедентно далеко. И практика показала, что они зашли. Не могу забыть, как на одном известном патриотическом ресурсе, в острейший для страны момент, когда оставили половину ДНР, взрослые мужчины обсуждали не то, что станет с женщинами и детьми на потерянной территории, а упражнялись в остроумии на тему, будут ли на форуме давать погоны (геройские стрелковские и позорные кургиняновские), и зачем Кургинян выложил на диван два автомата. Произошли вещи, которые еще 10-15 лет назад были совершенно немыслимы.

В итоге закономерно, что вокруг Стрелкова собралось сообщество, по многим признакам напоминающее фэндом. И неадекватная реакция на разрушение стрелковского мифа (на самом деле конструкта) тоже более чем понятна - когда речь идет о крушении внутреннего мира (а осознание, что «час икс» пробил, а ты опять все слил - это настоящая катастрофа), человек в своей самозащите доходит до сумасшествия.

И это безумие вполне логично вытекает из стремления соединить несоединимые вещи - отказ от борьбы и самоуважение, подвиг и комфорт, нытье и героизм. Все перечисленное есть проявление перестроечного слома. Однако нытье и героизм нужно обсудить особо. И потому, что это ярче всего проявилось в стрелковской истории (Стрелков олицетворение ноющего героя). И потому, что нытье и героизм - вещи несовместимые, а нам зачем-то активно навязывали именно этот тип «героя».

Об опасностях совмещения нытья и героизма
Важно разобраться, зачем делалось это совмещение, и возможен ли такой герой вообще. Представьте себе, например, ноющего героя-англосакса (а ведь им далеко до настоящего русского героизма). Что можно о них вспомнить? «Там, где правила игры не позволяют выиграть, английские джентльмены меняют правила».

Или, например, стихи Киплинга:

<...>
Умей мечтать, не став рабом мечтания,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
<...>

Вот еще, его же:

<...>
Я начал не с просьб и жалоб. Я смело взялся за труд.
Я хватался за случай, и это - удачей теперь зовут.
Что за судами я правил! Гниль и на щели щель!
Как было приказано, точно, я топил и сажал их на мель.
Жратва, от которой шалеют! С командой не совладать!
И жирный куш страховки, чтоб рейса риск оправдать.
Другие, те не решались - мол, жизнь у нас одна.
(Они у меня шкиперами.) Я шел, и со мной жена...
<...>

текст полностью

Не будем обсуждать качество этих глубоко чуждых нам героев. Но что, кто-то всерьез считает, что таких вот «джентльменов» можно победить постоянным нытьем? А ведь с их наследниками, по сути, русские схватились на Юго-Востоке Украины.

У французов тоже нет нытья. Вот отрывок из их Марсельезы (перевод В.Ладыженского)

***

Вперед, сыны родного края,
Пришел день славы. Страшный враг,
Насильем право попирая,
На нас поднял кровавый стяг!

В селеньях горе и тревога
Смятенье, дикий крик солдат,
Зарезан сын, зарезан брат
У оскверненного порога.

***

К оружью, граждане! На землю
Пусть кровь бесчестная падет,
Строй батальоны, - и вперед,
Вперед, вперед!
***
Цари, отвергнутые нами,
Толпы изменников, рабов,
Вы нам готовили годами
Железо тяжкое оков.

Для нас, для нас! Какое горе,
Французов смеют оскорблять,
Задумав нас в бесчестном споре
В рабов старинных обращать.
<...>

Дрожи, тиран, решенье смело:
Измене сгинуть суждено,
Братоубийственное дело
Уже разгадано давно.

Мы все на бой пойдем рядами,
И если юный строй падет,
Сама земля произведет
Сама земля произведет
Иных борцов на битву с вами.

***
Пусть лягут старшие в могилу,
Тогда настанет наш черед,
Их прах святой вдохнет в нас силу,
И смелость новую вдохнет.

Идя на путь, покрытый славой,
Мы не хотим их пережить,
Мы страстно жаждем отомстить
И разделить их гроб кровавый.

<...>

Людям, пришедшим к власти после Великой Французской революции, крайне не хватало опыта госуправления и руководства войсками. По всем расчетам и в том, и в другом они должны были сокрушительно проиграть старорежимным специалистам. Но не проиграли, а в жесточайшей борьбе победили и построили в итоге великую Францию. Без всякого нытья. Отметим, что задачи, стоящие сейчас перед Юго-Востоком, во многом сходны с задачами, стоящими тогда перед французским обществом.

Революция и гражданская война в России. Одно очень хорошее стихотворение.

<...>
Сгустки стеарина под свечами,
На трехверстке рощи и поля...
Циркулярами и циркулями
Штабы переполнены в края...
По масштабам точные расчеты
(Наизусть заученный урок)...
На трехверстке протянулись роты,
И передвигается флажок...
И передвигаются по кругу
Взвод за взводом...
Скрыты за бугром,
Батареи по кустам, по лугу
Ураганным двинули огнем...
И воронку за воронкой следом
Роет крот - и должен рыть опять...
Это фронт -
И, значит, непоседам
Нечего по ящикам лежать...
Это фронт - и, значит, до отказа
Надо прятаться, следить и ждать,
Чтоб на мушке закачался сразу
Враг,- примериваться и стрелять,
Это полночь, вставшая бессонно
Над болотом, в одури пустынь,
Это черный провод телефона,
Протянувшийся через кусты...
Тишина...
Прислушайся упрямо
Утлым ухом:
И поймешь тогда,
Как несется телефонограмма,
Вытянувшаяся в провода...
Приглядись:
Подрагивают глухо
Провода, протянутые в рань,
Где бубнит телефонисту в ухо
Телефона узкая гортань...
Это штаб...
И стынут под свечами
На трехверстке рощи и поля,
Циркулярами и циркулями
Комнаты наполнены в края...
В ночь ползком - и снова руки стынут
Взвод за взводом по кустам залег.
Это значит:
В штабе передвинут
Боем угрожающий флажок.
<...>
Эти дни, на рельсах, под уклоны
(Пролетают... пролетели... Нет...)
С громом, как товарные вагоны,
Мечутся - за выстрелами вслед.
<...>
В нас стреляли -
И не дострелили;
Били нас -
И не могли добить!
Эти дни,
Пройденные навылет,
Азбукою должно заучить.

стихотворение полностью

Где здесь нытье? Здесь только сосредоточенная до предела воля и всепроникающая организованность, когда штаб и передовая составляют единый организм. Поэтому и победили, преодолев не только сопротивление старой элиты (что уже практически невозможно для людей, не имеющих никакого государственного опыта), но и вышвырнув из страны поддержавшие эту элиту армии интервентов.

А вот нытье: «эскадроны бегут без оглядки». Так это песня проигравшей стороны, «свершения» которой более чем сомнительны. И именно такого, проигрывающего «героя», на которого обязаны были клюнуть бегущие от реального действия люди, нам хотели навязать. В то время как и на Западе, и в России историю творили совсем другие герои. Которые не подыгрывали страхам и сомнениям, а наоборот, поднимали на борьбу.

Дальнейшее соединение нытья и героизма, соединение боли за страну, желания помочь ей с нежеланием выходить из зоны комфорта и приобщаться к реальности чревато для занимающихся этим серьезными проблемами психологического характера. И пока речь идет об отдельных людях, их психическое здоровье остается сугубо их личным делом. Но, как представитель патриотической группы, каждый такой человек жизненно важен для страны, которой в недалеком будущем предстоят тяжелые испытания. Мечта врага использовать этот актив против России. Или, если не удастся, хотя бы вывести его из строя. И это, по факту, во многом получается.

Реальный «час икс» и ответственность патриотического сообщества

Что надо делать, чтобы планы врага не реализовались? Прежде всего, нужно чтобы каждый, кто считает себя патриотом, еще раз осознал всю меру ответственности, которая на него ложится. Это самое главное. Все, час икс пробил, настает действительно судьбоносное время. Решается не только личная судьба и судьба близких. Мы ведь не существуем в вакууме, за нами стоят многие поколения людей, огромное количество крови, пролитой за саму возможность существования России и за возможность для нее идти собственным историческим путем. Доставшиеся нам по наследству великая страна и великая история - действительно драгоценный дар. Вряд ли какой-то другой народ заплатил за это большую цену, чем наш. Соответственно, и ответственность, доставшаяся нам вместе с этим даром, больше, чем у кого-либо. И уж точно она больше каждого из нас - любых мелких желаний, амбиций, привычек симпатий или антипатий, обид и прочего.

Эту ответственность нельзя переложить на чужие плечи. Она требует действия. Но если раньше, во времена классических войн, можно было просто взять военный билет и пойти в военкомат, то сейчас, по крайней мере на сегодняшний день, требуется нечто иное. Враг научился вести войну по-другому, подрывая государство изнутри и используя свои вооруженные силы только на последнем этапе, для добивания практически парализованного противника.

Неклассическая война незаметна, но ничуть не менее смертоносна, чем классическая. Одна из ее важнейших задач - направить любую общественную энергию на деструкцию. В том числе и энергию патриотов. Поэтому доблесть сегодня заключается не только в искреннем благородном порыве, но и в умении сделать так, чтобы этот порыв не был использован во вред тому, что собрался защищать. И если действительно прочувствовал всю меру своей ответственности, то должен сделать для этого все возможное.

Нужно не пороть горячку, враг только этого и ждет, а холодно разбираться в происходящем. Не доверяться авторитетам (это перекладывание ответственности на других), а смотреть, что они за люди, проверять, что они говорят, сравнивать с тем, что говорили раньше, искать логические нестыковки, доброжелательно просить объяснить эти нестыковки, после чего делать выводы. Чтобы не было хотя бы таких случаев, когда бездумно заглатывают самую глупую фальшивку.

Да, понимание ситуации никогда не бывает абсолютным. Невозможно проверить все досконально. Но уж без излишней эмоциональности анализировать информацию, выявлять явные несоответствия - это то, что может каждый. Особенно, если понимает, насколько это важно. Иначе получится как в перестройку - хотели как лучше, а в результате уничтожили страну.

России как никогда нужно мощное патриотическое движение. Но оно не может быть дееспособным, если в него внедрены чужеродные элементы, да еще и носящие подрывной характер. И когда нет иммунитета к таким элементам, они не отторгаются. Спасти страну может только сообщество людей, любящих суверенную, независимую Россию, идущую своим историческим путем. А косящие под них псевдопатриоты (власовцы и другие), сотрудничающие с врагом и мечтающие получить ярлык на княжение в каком-нибудь осколке расчлененной державы, должны быть этим сообществом отторгнуты. Выработка упомянутого иммунитета - зона личной ответственности каждого патриота. Понять, кто есть кто, вполне возможно, если приложить усилия, отбросить в сторону личные предпочтения, симпатии или антипатии и трезво проанализировать реальные дела.

Пока же, увы, может показаться, что патриотическое движение в значительной своей части отличается от креаклов-майданщиков только деталями. Это, конечно же, не так. У креакла в жизни нет ничего, кроме зацикленности на себе любимом. У патриота есть его любовь к Родине (иначе какой он патриот). А любовь может творить чудеса, в корне поменять и возвысить человека. На это и вся надежда.

метафизика

Previous post Next post
Up