Оригинал взят у
axlebox_2012 в
Элементы истории Руси в сказке о мертвой царевне и семи богатырях А.С. ПушкинаОдна моя подруга как-то сказала, что ни в коем случае не будет показывать своей дочке мульфильм "Мертвая Царевна". На мой удивленный вопрос "почему?", она ответила, что когда сама в детстве его смотрела, её напугало то, что царевна «жила одна у семи мужиков». Видимо, сказку Пушкина она не читала, и родители ей не рассказали, что семеро богатырей были богатырями-пограничниками, защитниками народа и земли русской.
Click to view
Прочла
интересную статью о том, как исторически складывались характерные черты русского воина. Обязательно расскажу её сыну. На Руси в эпоху становления государственности сложился и проявился тип героя, получивший название «богатыря». Появлению богатырского типа способствовали особые исторические обстоятельства.
Русь защищалась от разбойничьих набегов из степи полосами непроходимых лесных укреплений, так называемых засечных черт, а беспокойная и тревожная служба на пограничье создала качественно новый тип русского воина-богатыря, отличной иллюстрацией которого могут служить семеро богатырей из сказки Пушкина о Мертвой Царевне. Похоже, что царевна, заведенная в дремучий лес и брошенная там на произвол судьбы, набрела на пограничную заставу богатырей, - недалеко от засечной черты или другой пограничной «полосы препятствий» - противостоящих грабительским набегам степняков на русские селения.
Одна моя подруга как-то сказала, что ни в коем случае не будет показывать своей дочке мульфильм "Мертвая Царевна". На мой удивленный вопрос "почему?", она ответила, что когда сама в детстве его смотрела, её напугало то, что царевна «жила одна у семи мужиков». Видимо, сказку Пушкина она не читала, и родители ей не рассказали, что семеро богатырей были богатырями-пограничниками, защитниками народа и земли русской.
…
День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса,
…
Авторов мультфильма 1951 года понять можно - они, видимо, пропустили неполиткорректные строки Пушкина потому, не хотели в детях воспитывать нездоровые националистические чувства. СССР был многонациональной державой, культивировал интернационализм и дружбу между народами. Я сама, читая детям сказку "Конек-Горбунок" Петра Ершова, заменяю слово "
татарин" на "хазарин", чтобы не обидеть детей тюркского происхождения
А.С. Пушкин