На сайте Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) можно видеть короткую публикацию с разъяснением, почему термин «отчуждение родителя» (parental alienation, РА) не был включен в новый 11-ый выпуск Международного классификатора болезней (МКБ-11), несмотря на давление со стороны адептов концепции РА.
https://www.who.int/standards/classifications/frequently-asked-questions/parental-alienation Ниже приведен перевод на русск. яз. этого текста:
Родительское отчуждение
Что такое МКБ?
Международная классификация служит для ля регистрации и мониторинга проблем со здоровьем и представления соответствующей отчетности на глобальном уровне. МКБ обеспечивает интероперабельность цифровых данных о здоровье и их сопоставимость. МКБ содержит описание болезней, расстройств, состояний здоровья и многое другое. Включение конкретной категории в МКБ зависит от её полезности для различных целей МКБ и наличия достаточных доказательств существования данной проблемы состояния здоровья.
Отчуждение родителя (рarental alienation) и отвержение родителя (parental estrangement)
Цель МКБ-11 - предоставлять стандартизированную на международном уровне классификацию диагнозов состояния здоровья, проводить статистический анализ событий, связанных со здоровьем и обращениями за помощью к медицинским работникам. Глава 24 под названием - «Факторы, влияющие на состояние здоровья или обращение в службы здравоохранения» - позволяет регистрировать обстоятельства или проблемы, которые влияют на состояние здоровья отдельного человека, но сами по себе не являются болезнью или травмой. В эту главу включена категория «проблема взаимоотношений между опекуном и ребенком» («caregiver-child relationship problem»). [В англоязычном оригинале: Chapter 24 ’Factors influencing health status or contact with health services’ allows for the recording of circumstances or problems which influence an individual person's health status, but which are not in themselves an illness or injury. This chapter includes the category 'caregiver-child relationship problem’].
При разработке МКБ-11 было принято решение не включать в классификацию понятие и терминологию «родительское отчуждение» (рarental alienation), поскольку это не является медицинским термином. Этот термин скорее используется в юридическом контексте, как правило, в контексте споров об опеке при разводе или другом расторжении партнерства.
Представлялось, что более широкая категория «проблема взаимоотношений между опекуном и ребенком» адекватно охватывала те аспекты этого явления, которые могли бы привлечь внимание служб здравоохранения.
Однако совсем недавно поступили предложения, которые сначала были одобрены, о включении выражений «родительское отчуждение» и «отвержение родителя» в качестве индексных терминов для категории «проблема взаимоотношений между опекуном и ребенком». После анализа онлайн-комментариев по этому вопросу Медицинский и научный консультативный комитет WHO-FIC рекомендовал пояснить, что включение термина для целей поиска не означает одобрения ВОЗ этого термина или его использования. Однако после этого разъяснения продолжали появляться комментарии, и поднимался вопрос о злоупотреблениях этим термином, когда его используют, чтобы подорвать доверие к одному из родителей или даже криминализировать поведение этого родителя, если этот родитель заявляет о насилии как причине отказа в контактах с ребенком.
Заключение
На основании вышеизложенного и после тщательного изучения всех предоставленных материалов, ВОЗ считает, что:
Родительское отчуждение - это вопрос, относящийся к конкретным судебным ситуациям.
Включение этого термина в МКБ-11 не внесет вклад в статистику здравоохранения.
Не существует основанных на доказательствах медицинских вмешательств, предназначенных специально для ситуации отчуждения родителя.
В случаях, когда человек, отмеченный этим термином, обращается за медицинской помощью, для кодирования достаточно другого содержания МКБ-11. Пользователи могут классифицировать эти случаи как «проблему взаимоотношений между опекуном и ребенком».
Поэтому индексный термин «родительское отчуждение» (рarental alienation) был удален, также как и параллельный индексный термин «отвержение родителя» (parental estrangement).
*******
Теперь хотелось бы немного поразмышлять над сутью того, что сказано в этом кратком, но емком комментарии ВОЗ по поводу концепции «родительского отчуждения» (в России чаще используется более старая формулировка: «синдром отчуждения родителя», parental alienation syndrome/PAS), и какое это может иметь практическое значение, применительно к реальной жизни.
Прежде всего, из этого разъяснения ВОЗ ясно следует, что РА (parental alienation) - это не признанный «медицинский диагноз» (как утверждают адепты концепции РА), а судебный термин для описания определенных ситуаций, возникающих в конфликтных разводах.
Также примечательно, что в этом кратком комментарии ВОЗ нашли отражение давно известные факты о злоупотреблениях, связанных с использованием этого термина в судах. Известно, что этот термин часто применяется, как «оружие поражения» для «контрнаступления», когда в судах начинают звучать обвинения в домашнем и пост-разводном насилии разного рода (включая педофилию). При этом в ангажированных идеями РА судах значение свидетельств о насилии начинает преуменьшаться и игнорироваться, и матери, пытающиеся защитить своих детей от опасности, могут быть объявлены «алиенаторами» («отчуждителями»), якобы внушающими детям ненависть к отцам, и лишиться опеки над детьми и даже возможности их видеть на долгие годы. Как это случилось, например, со многими матерями в Великобритании, о чем свидетельствуют недавние публикации в ведущих СМИ (
https://www.theguardian.com/global-development/2022/jun/12/parental-alienation-and-the-unregulated-experts-shattering-childrens-lives ).
Или может быть назначена «совместная опека» в случаях, когда надо спасать мать и ребенка (детей) от источника насилия. В США во многом именно с ангажированностью судов идеями РА (приводящей к неверным решениям в отношении опеки) связывают гибель детей от насилия после развода (см., например: Jaffe-Geffner N. 2022. Gender Bias in Cross-Allegation Domestic Violence-Parental Alienation Custody Cases: Can States Legislate the Fix?
https://academiccommons.columbia.edu/doi/10.7916/52vy-6p25 ).
Поэтому нет никаких оснований включать этот термин в классификатор МКБ-11, - резюмируют эксперты ВОЗ. Если кто-то заявляет, что РА вредит здоровью - пожалуйста, вот категория МКБ 11 - «проблема взаимоотношения между опекуном и ребенком», чтобы характеризовать ситуацию. Однако важно, что указанная категория входит в главу 24 МКБ-11, где описаны не болезни и травмы (как подчеркивает ВОЗ), а факторы, влияющие на здоровье (
https://www.findacode.com/icd-11/chapter-24.html ). Например, среди таких факторов в главе 24 упоминаются семейные конфликты, ссоры с соседями, напряженные отношения с начальством, страх потери работы, бедность и т.п. и т.д. (но никто не относит сами эти обстоятельства к «психитарическим диагнозам», это просто было бы нелепым). И, действительно, любая «проблема взаимоотношений», не только война с супругой и матерью детей, но, скажем, скандалы с соседом по дому, могут не лучшим образом отражаться на здоровье. Людям важно учиться конструктивным путем решать проблемы взаимоотношений, развивать способности к взаимодействию с людьми, учиться договариваться, чтобы налаживать отношения, проявлять эмпатию и т.п. Для этого в доказательной психологии есть определенные методы.
Также весьма важно, что эксперты ВОЗ подтверждают то, о чем давно говорят другие ведущие специалисты в области детской психологии и психотерапии, критикующие концепцию РА: никто не доказал эффективность и безопасность методов, которые адепты концепции РА пытаются навязывать для решения «проблемы РА». Наоборот, есть веские основания считать эти методы потенциально опасными для психического и физического здоровья детей, см., например:
Myers, John E.B. and Mercer, Jean (2022) "Parental Alienation in Family Court: Attacking Expert Testimony," Child and Family Law Journal: Vol. 10: Iss. 1, Article 3.
https://lawpublications.barry.edu/cflj/vol10/iss1/3 И это не удивительно. При возникновении «проблемы во взаимоотношениях» надо помнить, что её можно решать совместно, меняться должны все участники этих отношений.
А в концепции РА «терапия» направлена как оружие - против родителя, объявленного «алиенатаром», чаще всего матери (у которой отнимают ребенка и заставляют платить за недоказанную психотерапию) и - против ребенка (психику которого ломают, отбирая у любимой матери). При этом родитель, использовавший обвинения в РА в качестве «оружия поражения», пребывает в гордом состоянии якобы «невинной жертвы». Такими приемами никакая «проблема отношений» естественно не решается. «Против лома нет приема». Но «проблему отношений» между родителями и ребенком (детьми) - ломом (агрессией) не решить. Как указывают эксперты-критики РА, случаи, когда можно действительно предполагать, что отрицательный настрой ребенка связан почти исключительно с «влиянием» родителя (например, матери) - очень редки и не оправдывают концепции РА и причиняемого ею вреда (
https://www.theguardian.com/global-development/2022/jun/12/parental-alienation-and-the-unregulated-experts-shattering-childrens-lives ).
Наконец, следует обратить внимание на еще один аспект. Нежелание ребенка общаться с родителем может возникнуть по множеству разных причин, и, как упоминалось выше, «настраивание» (влияние, индуцирование) - это только редкий случай, причем, как известно, нет доказанных методов идентификации именно этих ситуаций (вопреки уверениям адептов РА, что «настраивание» - якобы массовое явление, которое легко определить).
Среди множества объективных причин проявления негативизма ребенка (подростка) в отношении разведенного родителя могут быть, разумеется, и такие, как серьезные нарушения психического здоровья ребенка или подростка (включая биполярное расстройство и др.), описанные в МКБ-11. Эти нарушения в подобных случаях могут являться причиной разлада в детско-родительских отношениях, а не «следствием РА», как уверяют адепты РА. Таким образом использование термина РА, навешивание этого ярлыка на ребенка, может сильно затруднить выяснение истинных причин такого разлада и лишить ребенка (подростка) получения настоящей (доказательной) помощи в области психического здоровья, заменив её суррогатами адептов РА. В частности, дети и подростки с аутизмом могут стать легкой добычей адептов РА, так как для ребенка с такими особенностями всякая перемена привычных условий может быть тяжела, поэтому он может очень негативно относиться, например, к принуждению посещать разведенного отца. И на этом основании в странах, где лоббистам РА удается оказывать влияние на судебную систему (например, в США), ребенку могут пришить «метку» РА, его мать - объявить «алиенатором», а ребенка судебным распоряжением отправить (иногда в наручниках) в специальный центр «по терапии РА», причем мать еще и принудят оплачивать подобную «психотерапию» (
https://childmyths.blogspot.com/2019/10/why-parental-alienation-should-not-be.html ). Предупреждения о такой опасности (связанной с РА) даже можно обнаружить в одном из блогов американских родителей детей с аутизмом (
https://planetautismblog.wordpress.com/2015/08/18/parental-alienation-or-is-it-misrepresentation-of-autistic-behaviours/ ).
Отказ ВОЗ включить РА даже в качестве индекса в поисковую систему МКБ-11 очевидно имеет большое значение для профилактики подобных ошибок, когда доказательная терапия может быть подменена шарлатанской, в угоду адептов РА, к тому же финансово заинтересованных в навязывании своих сомнительных «психотерапевтических услуг».
***
P.S. Характерно, что адепты системы верований РА, как за рубежом, так и в России, продолжают настаивать, что якобы РА (PAS) включили в МКБ-11 в качестве «диагноза» (см, например, рис. справа). Что же, это только подтверждает, что псевдонаучные идеи и практики нуждаются в лукавстве для своего продвижения...
Дополнительную информацию по теме PA (PAS) см. здесь:
1. Разоблачая PAS - «Синдром отчуждения родителя» (группы, созданные с просветительскими целями Вконтакте и в фейсбуке)
https://vk.com/parentalalienationhoax 2. Синдром отчуждения родителя / PAS: опасная псевдонаучная концепция и её пропаганда в России.
https://yuliamass.livejournal.com/287642.html 3. Синдром отчуждения родителя (PAS): псевдонаука, ведущая к жестокому обращению с детьми.
https://yuliamass.livejournal.com/280405.html 4. О бразильских фантазиях российских приверженцев концепции "отчуждения родителя" (PAS)
https://yuliamass.livejournal.com/290757.html 5. О распространении "идей-зомби" Гарднера (автора концепции «синдрома отчуждения родителя») в России.
https://yuliamass.livejournal.com/308735.html 6. По поводу сборника материалов конференции по пропаганде концепции «синдрома отчуждения родителя» (PAS) в России (28 - 30 мая 2021 г.).
https://yuliamass.livejournal.com/291027.html 7. Дж. Мерсер. Похожи ли организации пропагандистов концепции «отчуждения родителя» (PAS) на секты ?
https://yuliamass.livejournal.com/292446.html