Терапия привязыванием

Jun 06, 2013 14:06

Оригинал взят у lual в Терапия привязыванием
Оригинал взят у kotja_shok в Терапия привязыванием
Вдогонку к этому: http://kotja-shok.livejournal.com/421659.html

Про так называемую "терапию привязанности" и (в передаче ее не зря несколько раз называли терапией ПРИВЯЗЫВАНИЕМ) - это вообще тема больная. Как устойчивое словосочетание стало головной болью психотерапевтов. У Карла Бриша, настоящего психолога, с ученой степенью,  есть даже комментарий в его книге на эту тему. http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3232

Ему пришлось поменять название своего труда, чтобы ни дай боже, не перепутали с тем ужасом из передачи. Итак, терапия привязанности или Attachment Therapy - это название системы воспитания для трудных или приемных детей, разработанной лучшими собаководами для человеческих щенков... На этот раз не шучу - действительно собаководами.

В Америке действительно до настоящего момента благополучно существует и распространяет свои околофашистские идеи Нэнси Томас, почетный собаковод и приемная мать. Однако ни то, что она собаковод, ни то, что она приемная мать, не делает ее психотерапевтом. Зато ее очень любят цитировать как сектанты, так и представители религий, поддерживающие строгое сохранение семейной иерархии и рекомендующие воспитывать детей в духе страха и подчинения. Нэнси Томас сама пишет в своей книге "Когда любви недостаточно" , что она не имеет образования психолога. Собственно я, как психолог, с этой книгой раньше не сталкивалась, хотя слышала о ней. Однако после передачи я книгу ее специально себе заказала, чтобы поизучать. Там с первой страницы начался кошмар.

А, нет,  вру, кошмар начинается со второй страницы. И в этом проблема. На первой странице все написано правильно - ребенок до года нуждается в маме, носите его лицом к себе, на руках,  не оставляйте плачущим больше, чем на 3 минуты, контакт с папой кожа-к коже и прочие благости. На этом месте любое любящее родительское сердце размягчается и под убаюкивающим гипнозом всей этой сладости следующая фраза как бы не встречает сопротивления. Потому то поводка к ней тоже правильная - после года ребенка полезно приучать к ограничениям и слову "нельзя". Это вам любой даже неспециалист скажет. А уж тем более специалист. Но буквально на той же странице у специалиста волосы начнут шевелиться. Цитата:
"Дети от одного до двух лет, стадающие синдромом гиперактивности и дефицита внимания, биполярным расстройством.." Уже трэш. Все эти диагнозы ребенку от года до двух просто невозможно поставить. И специалисты их не ставят детям от года до двух, их просто не существует для детей этого возраста. Диагнозы ставят в старшем дошкольном или школьном возрасте. Если есть какие-то серьезные проблемы с поведением в у ребенка от года до двух, то это чаще всего связано с заболеванием нервной системы, повреждением мозга и сочетается с такими траблами в здоровье, что это лечится не психотерапией аж никак. Но пресловутая собаковод Нэнси не этих детей собирается лечить (хотя нет, она готова лечить всех, но ей, к счастью, не дают). А тех, у кого, по ее мнению есть показания к "терапии привязыванием". А это те дети, которые, например,  в полтора года не научились вот чему (цитата):

Основные навыки, которые должен усвоить ребенок к полутора годам:
• с первого раза откликаться на просьбу родителей подойти к ним;
• по требованию родителей удаляться в свою комнату или в другое указанное
место;
• получив категорический запрет («нельзя»), слушаться, а не продолжать
делать свое дело или спорить и ныть;
• по требованию родителей садиться на место;
• оставаться там, где указывают родители (на своем стульчике,
в автомобильном сиденье, на детской площадке и т.д.).
А теперь все родители, воспитавшие хотя бы одного ребенка, дружненько вспоминаем, что из этого ваши дети выполняли в 1,5 года? Сами, не ноя, не споря и всегда с одинаково ровным рвением? У вас дети все это выполняли, как солдатики? Молодцы, возьмите себе с полки пирожок. Нееет? Все, у вашего с виду такого благополучного ребенка уже нарушение привязанности. А это ужас и кошмар. Читайте дальше книгу и вы поймете, почему.

И на самом деле книга дает ряд очень полезных и ценных советов, причем не только для приемных детей, но и для обычных детей в периоды кризиса или трудных детей в родных семьях. В то же время в тексте  постоянно подчеркивается, что есть такое расстройство - нарушение привязанности. У него аж 20 признаков. Ничего не написано, сколько признаков на самом деле необходимо для диагностики расстройства. Один? Два? Одновременно или последовательно?  А то тут у меня полная песочница перед домом детей с этим самым расстройством. И моих двое еще туда же. Потому что большинство перечисленных "признаков расстройства" являются психологической нормой для определенного возраста, про границы возраста - ни слова).

То есть в принципе любой тревожный родитель любого ребенка уже будет испытывать легкую паранойю, обнаружив у своего дитятки те или иные признаки. А если ребенок приемный - и у него все 20 на протяжении полугода замечались время от времени?! А ведь дальше написано "берегите от такого ребенка животных и младших братьев и сестер, установите сигнализацию на двери его комнаты, прячте ножи и яды". То есть всеми силами автор дает понять, что ребенок с этим "расстройством" опасен для жизни других детей и щеночков в особенности,  и вообще недочеловек, просто маленький гитлер. В общем, приемные родители и так находятся в постоянном стрессе и страхе, а тут еще такое нагнетание. Конечно это создает отличную почву для того, чтобы дальше разрешить приемным родителям применение любых средств психологического и физического давления на этих недочеловеков с нарушением привязанности.

Опять же, опасность книги в том, что она часто ссылается на действительно научные методы, которые  себя оправдывают и хорошо зарекомендовали и при этом аккуратно подмешивает к ним приемы, возможно, хорошо зарекомендовавшие себя при воспитании бульмастифов. Цитата:

"Сначала ребенка надо научить просить разрешение буквально на все - попить воды, сходить в туалет"
То есть относительно сохранный ребенок у относительно здоровых родителей после этой книги через заявленные 2 года действительно наступят улучшения в отношениях с приемным ребенком. Просто потому, что от полугода до 2 лет в принципе формируются вообще какие-то отношения (у матери с новорожденным, у новорбачных  между собой и т.д.). А если книга упадет на почву каких-то личностных особенностей родителей, которые будут специально искать в ребенке проявления нарушения привязанности и их усиленно "лечить" рядом методов из книги, то будет происходить то, что происходит сейчас - судебные дела и отнесения последователей Аttachment Tterapy к тому же классу, что и последователей тоталитарных  сект.

альтернативная психотерапия, терапия привязывания, лжепсихология

Previous post Next post
Up