Усыновление российских детей из детдома в Ульяновске гражданами США (в период с 1991 по 2000-е годы) по свидетельству очевидца - американского антрополога из Университета имени Беркли в Калифорнии Р. Страйкер (Rachael Stryker).
--------------------------
В 90-е г. Р. Страйкер - известный социолог и антрополог из престижного Университета имени Беркли в Калифорнии изучала - на примере усыновления русских детей из детдома в Ульяновске - влияние различных факторов (условий содержания в детском доме, культурных различий и др.) на адаптацию и психический статус приемных детей, привозимых в США из других стран. В том числе, она вникала и в сам процесс (процедуру) усыновления. Причем она сама была в Ульяновске и могла детально разобраться в происходящем в этой сфере.
В своих статьях, посвященных этой теме (
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2304/gsch.2012.2.2.85,
http://digitalassets.lib.berkeley.edu/anthpubs/ucb/text/kas086-011.pdf,
http://iseees.berkeley.edu/sites/default/files/u4/iseees/publications_/2001_18-01.pdf) Страйкер приводит, в частности, следующие факты. В России после перестройки резко увеличилось число сирот в детдомах (из-за неблагоприятных экономических условий и т.п.), и российское правительство впервые в истории страны решило их отправлять на усыновление за границу. С 1991 по 1997 г. в США было отправлено 20000 детей. В 1997 г. в США отправили 4000 детей, а дальше это число ежегодно возрастало.
В Ульяновске это происходило так. Американцы (потенциальные усыновители) и работники детдома очень быстро "нашли общий язык" и «договаривались» непосредственно (минуя "посредников"), что было "не совсем законно", но "выгодно" обеим сторонам. Причем руководители детдома признавались, что им тяжело "продавать детей" (так и говорили!), но другого выхода, по их словам, у них нет, так как зарплаты не платят (задерживают), средств на содержание детей выдают мало и т.п. (
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2304/gsch.2012.2.2.85). А американские родители, говорили работники детдома, "подарят детям-сиротам детство".
Далее Страйкер прослеживает судьбу русских детей после их перемещения (фактически, как она признает, продажи) в США (
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2304/gsch.2012.2.2.85).
А судьба эта нередко была горестной (при этом Страйкер не рассматривает те случаи, когда дело кончалось убийством ребенка с последующим судебным разбирательством).
Дело в том, что американцы, как выяснила Страйкер, очень часто усыновляли детей в основном желая решить свои личные психологические проблемы. Например, избавиться от ощущения одиночества (в случае, когда собственные выросшие дети уже покинули еще не старых родителей, и дом опустел). Таким образом, ребенок нужен им был не сам по себе, а как инструмент для решения своих собственных психологических проблем. Или бездетная супружеская пара жаждала усыновить ребеночка, причем он представлялся им исключительно в образе "глубоко привязанного, нежного, беспомощного" существа" и т.п.
Некоторые родители считали для себя слишком тяжелым трудом возиться с младенцами, и предполагали, что усыновление более старших детей будет более простой задачей, тем не менее позволяющей им создать "настоящую американскую семью" с детьми в доме.
Как правило, приемные родители считали, что действуют бескорыстно, предоставляя сиротам "хороший американский дом" (семью). Однако при этом они рассчитывали на эмоциональную отдачу от ребенка. Фактически именно от ребенка ожидалось, что он будет служить "эмоциональным активом" ("emotional asset') для создания семьи.
Но, как пишет Р. Страйкер, дети, привезенные в США из России, весьма часто не могли удовлетворить эти ожидания своих американских "благодетелей" (впрочем, как и дети, усыновленные из американской фостерной системы). Во-первых, детдомовцы очень привыкали ценить дружбу с другими детьми, и меньше тянулись к взрослым. Также у них рано развивалась самостоятельность (в детдоме это стимулировали), и они вовсе не склонны были демонстрировать ожидаемую от них "детскую беспомощность" и "привязанность" к усыновителям (
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2304/gsch.2012.2.2.85).
Кроме того, погружение в чуждую культурную и языковую среду тоже конечно вызывало у несчастных детей сильнейший стресс. И они не могли служить "эмоциальным активом" ("emotional assets") в ответ на изобилие купленных им игрушек, развлечения и т.п., предоставляемые усыновителями.
В то же время в США распространились опасная псевдонаучная концепция Attachment Therapy (АТ) - «терапия привязанности» (синоним - "Holding Therapy",«удерживающая терапия»)
Адепты этой псевдонаучной концепции (не имеющей ничего общего, кроме сходства в звучании терминов, с научной теорией привязанности, основанной Боулби) навешивают на приемных детей выдуманный ими "диагноз" "нарушения привязанности", совершенно не соответствующий диагнозу со сходным названием в официальных медицинских руководствах. Этот выдуманный в АТ диагноз объявляет детей с предполагаемым "нарушением привязанности" "страшно агрессивными", "не имеющими совести", "потенциальными гитлерами" и т.п. (
http://www.childrenintherapy.org/attachmentdisorder.html,
http://www.childrenintherapy.org/reactiveattachmentdisorder.html,
http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188).
Под влиянием таких внушений американские горе-усыновители очень часто скоро разочаровывались в привезенном из России ребенке и, вместо того, чтобы набраться терпения и подождать когда ребенок к ним привыкнет, передавали эту утомившую их "игрушку" в "терапевтические центры" АТ. Таких центров особенно много возникло в Эвегрине (
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2304/gsch.2012.2.2.85) А там ребенка могли подвергнуть методам этой "терапии" с целью насильственным путем вызвать "привязанность к приемным родителям".
Специфические «интервенции" ("вмешательства"), применяемые "психотерапевтами" АТ для "реабилитации" сирот, являются методами дрессировки, пригодными разве что для натаскивания служебных собак, но никак не для воспитания детей. В частности, среди «интервенций» АТ фигурируют "удержание" или "холдинг" (псевдонаучная технология для смирения «трудного ребенка»), полный контроль над поведением с целью вызвать регрессию ребенка к более раннему возрасту и заставить "снова пережить младенчество" (например, путем лишения дошкольника адекватного возрасту питания с заменой на кормление подслащенным молоком из бутылки, запрета на самостоятельное пользование ванной и туалетом, общение с детьми) и ряд других характерных для АТ приемов, направленных на подавление личности ребенка (
http://rsw.sagepub.com/content/24/2/188).
Согласно ложным концепциям АТ такие воздействия должны привести к формированию у ребенка «здоровой привязанности» к приемным родителям. Именно с АТ, подталкивающей приемных родителей к жестокости, во многом были связаны трагедии в США с усыновленными из России и Восточной Европы детьми (
http://www.childrenintherapy.org/victims/victims.html).
В 2010 г. была издана книга Р. Страйкер под названием "Дорога в Эвегрин" (
http://www.amazon.com/Road-Evergreen-Adoption-Attachment-Therapy/dp/0801476860 ).
В своей книге Р. Страйкер достаточно подробно описывает методы и концепции АТ. И хотя книга написана в аналитическом стиле, автор сохраняет "научную беспристрастность", тем не менее после прочтения этой книги становится еще понятнее, почему оппоненты AT в США (ведущие специалисты в области детской психологии и защиты детей от жестокого обращения) назвали эти методы "преступлением против человечности" и борются за их запрет (
http://www.childrenintherapy.org/essays/index.html,
http://www.childrenintherapy.org/essays/overview.html ).
В качестве иллюстрации ниже приведен фрагмент одного из типичных сеансов "холдинг терапии" в психотерапевтическом центре в Евегрине, которые проводились там в 90-е годы. АТ-терапевт Нейл Фейнберг (
http://www.childrenintherapy.org/proponents/feinberg.html ) терроризирует мальчика, которого усыновители (приемные родители) привезли на двухнедельный "интенсивный курс терапии" (такая терапия подробно описана и в книге Р. Страйкер) для "развития привязанности". Терапевт пытается вызвать ярость ребенка (с помощью запугиваний, унижений и т.п.), чтобы из него "вышла скрытая ненависть".
Один из пунктов этой программы - заставить ребенка полностью отказаться и забыть свою биологическую мать (согласно лженаучным концепциям АТ память о ней мешает ребенку "привязаться" к приемным родителям). Поэтому психотерапевты АТ рассказывали ребенку в ходе таких сессий, как плохо его биологическая мать к нему относилась, что она ненавидела его еще до рождения и т.п.
Click to view
Если же, несмотря на все воздействия, ребенок не проявлял признаков "привязанности" к усыновителям, его оставляли на долгое время (подчас до совершеннолетия) в подобном терпевтическом центре, или отправляли с глаз долой в какой-нибудь интернат или военную школу. Зато приемная родители утешали себя тем, что "любят ребенка на расстоянии" и "американская семья" все равно сохраняется. В частности, в качестве одного из примеров таких "американских семей", пославших усыновленного мальчика в военную школу (после неудачной попытки "привязать" его к себе с помощью методов АТ) в книге Страйкер фигурирует однополая женская пара.
Среди детей, подвергнутых АТ в Эвегрине, были как американские дети, усыновленные из фостерной системы США, так и усыновленные американцами русские дети. В последнем случае, виною случившихся с детьми злоключений было то, что когда-то на их Родине, России, взрослые, отвечавшие за благополучие этих детей, убедили себя, что "рентабельнее и гуманнее" "подарить им детство" путем фактической продажи в США.
Жаль, что книга Р. Страйкер "Дорога в Эвегрин" не переведена на русский язык, и пропагандисты международного усыновления в России (среди них ведь есть и искренние люди) не могут её прочитать на русском языке. Единственный недостаток этой книги в том, что не поддерживая методы АТ, реалистично их описав, Страйкер похоже приняла фактически на веру "диагноз" выдуманный идеологами АТ. Во всяком в книге не подчеркивается псевдонаучный характер этого диагноза, хотя этот аспект уже неоднократно обсуждалось к моменту выхода книги Страйкер (2010 г.) в публикациях академических экспертов в области научной детской психологии и доказательной психотерапии. Следует подчеркнуть, что концепции и практики АТ в целом получили осуждение (как опасное и лженаучное направление) со стороны ведущих специалистов США в области детской психологии, психотерапии и социальной службы. Эта оценка отражена, в частности в ряде официальных документов соответствующих профессиональных ассоциаций
(подробнее см. на русск.:
http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/ , на англ.:
http://www.childrenintherapy.org/essays/overview.html).
Однако, невзирая на это осуждение академической наукой, лженаучная теория и практика Attachment Therapy продолжает распространяться в США в качестве одного из направлений "альтернативной медицины и психологии", хотя и не в таких откровенных формах, как в 90-х годах.
Более того, в течение нескольких последних лет этот угрожающий жизни и здоровью приемных детей "вирус" распространяют - при участии адептов Attachment Therapy из США - и в России! (
http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post254254559/,
http://yuliamass.livejournal.com/227954.html ).