Ранним утром наш поезд взял курс на Такаяму. Японцы - люди дисциплинированные. В очереди на вход в вагон они стоят в цепочку, не шелохнувшись, по указанной на пероне линии и в полной тишине. Места в вагоне расписаны, а сидения можно повернуть лицом по ходу поезда или спиной. По желанию. Поезд блестит и сверкает. Перед тем как на него садятся пассажиры на конечной станции, его быстро приводит в порядок бригада уборщиков в розовых костюмах, картузах и бутоньеркой цветов за ухом. Они же встречают вас на выходе , если станция конечная, с огромным пакетом в руках и благодарят поклоном, если вы выбрасываете в этот пакет бумажку или стаканчик из под кофе.
Итак прощай Токио. Не один футурист не отказался бы увидеть этот необыкновенный город, оживленный людьми в черных костюмах и светящийся неоновыми вывесками ресторанов и магазинов. Город, оправдавший все ожидания и немного, по восточному, приоткрывшийся , и поэтому манящий вернуться еще и гулять , наслаждаясь его необычным колоритом.
Такаяма, маленькая и уютная, нас встречает дождем и холодным ветром. На улице десять градусов, а местные школьницы ходят в гольфах и коротких юбках. Мальчишки в форменных синих пиджаках и клетчатых брюках торопятся после школы домой или по своим важным, подростковым делам. Когда мы расступаемся, давая им пройти, они благодарят нас легким поклоном. И мне нравится эта вежливость, воспитанная веками.
В Такаяме мы идем в музей повозок, используемых для карнавальных шествий. Повозки роскошны и огромны, а в качестве тягловой силы используются люди. Некоторые повозки под силу сдвинуть только восьмидесяти участникам шествия. После повозок заходим в музей, где выставлена точная копия храмов Никко и усыпальницы Токугавы.
Пока мы были в музее, дождь кончился. На реке, пресекающей Такаяму стоит цапля и наблюдает за огромными карпами, лениво снующими под водой. Домики в Такаяме двухэтажные , с раздвижными дверями и крохотными садиками.
Чистенькие и хорошенькие, как на японских гравюрах. Людей мало и только малочисленные туристы привносят вавилонское разноязычие в тишину маленького японского городка.
Наш гид Лев предлагает поужинать в ресторане, где подают знаменитую мраморную говядину. Он рассказывает, что корову специально кормят и массируют, чтобы получилось особенное, немного жирноватое мясо.
Это мясо мы потом жарим на открытой жаровне посреди стола. Мне не по себе от глупой мысли о несчастной корове. И вспоминается Билл Клингтон, ставший убежденным вегетарианцем.
День заканчивается вечером кимОно и сАке за двумя длинными столами в конференцзале гостиницы. Пару стопок , фото на память , непринужденный треп обо всем и понемногу. И спать , спать, спать...Утро обещает новые дороги и впечатления. Япония...