07. В разных полушариях и стресс разный

Oct 06, 2010 21:13

 На днях коляске моей дочки исполняется два года. Нет, вы не поняли, это не просто два года, это два года по убитым гаванским мостовым, это километры улиц с дырами, которые еще помнят засилие американцев на Кубе. Я так расчувствовалась, что подошла и благодарно потрепала коляску по красному боку производства Peg Perego. Надо же - эти шустрые итальяшки, сидючи в своей лощеной Европе, произвели коляску, которой даже Гавана ни по чем. Нет, это не коляска, это вездеход, это джип! Или по-нашему, по-гавански, это ауди среди колясок. Несколько раз коляске так восхищенно кричали вслед разные люди. И вот в двухлетний юбилей нашей коляски мы попали с ней в такую историю, что я весь день размышляю о национальном характере и судьбах народов.

Поехали мы с дочкой в гости на ютонге. Здесь нужно лирическое отступление на тему более серьезных видов передвижения, чем красная коляска. Говорят, что на Кубе не решена транспортная проблема. Так вот, в Гаване она решена посредством массовой закупки городских автобусов китайской марки Yutong. Я, слава тебе Господи, автобусы-«верблюды» уже не застала, а вот ютонги оценила. Они просторные, удобные и носятся со скоростью, с какой в Москве не все автомобили ездят. Кроме того, в них есть специальное пространство для колясок чуть ли не с заездом, ну и на каждой остановке, стоит тебе приблизиться с дитя в коляске, а народу - сообразить, что ты хочешь montarte una guagua (залезть в автобус, то есть), к тебе кидается с десяток человек, желающих стать тем единственным, кто поднимет тебе коляску в автобус.



У вас мустанги, а у нас ютонги!



Есть одна только загвоздка: китайцы произвели несколько моделей ютонгов, и в некоторых из них площадка для колясок находится за средней дверью, а в некоторых - за задней. Плюс посадка-высадка проходит быстро, а добровольные помощники охвачены обычно таким пылом, что ты еще и рта не успела открыть, а коляска уже в автобусе. До текущего момента мне как-то удавалось окинуть автобус зорким взором и направить коляску на плечах у энтузиастов в нужную дверь, а сегодня я в первый раз опростоволосилась.

И вот мы с дитя и с нашей ауди среди колясок оказываемся внесенными в автобус, натыкаемся на два ряда сидений и аккурат перегораживаем ВЕСЬ проход. Дверь закрывается, кто успел влезть за нами, тот и поехал, я оцениваю ситуацию, народ ее тоже оценивает и начинает давать советы.

Тетя средних лет: «Дочка, возьми ребенка на руки, собери коляску, а сама сядь, вон тебе уже место освободили».

Молодой крепкий торс: «а как она собирается, я щас тебе ее соберу, всю дорогу буду держать, потом провожу тебя домой, идет? Забирай ребенка!»

Все тянут к моей дочке руки, еще пара секунд, и включится сирена номер два. Она не любит чужие руки и не любит толкотни, а любит сидеть на своем троне. Плюс, как бы это сказать, коляска не складывается. У ауди среди колясок за плечами сотни километров по гаванским мостовым, вы думаете, это легко? Да, слегка все стало заедать. Плюс чертовы итальяшки, похоже, думают, что у тебя три руки - надо нажать две кнопки и дернуть кольцо кверху ОДНОВРЕМЕННО. А четвертой рукой, понятное дело, держать ребенка.



Дитя и ауди среди колясок


Я все это пытаюсь объяснить сочувствующим и говорю: «Да вы не волнуйтесь, я на следующей остановке выйду, подожду следующего автобуса. Я просто дверью ошиблась, эти китайцы делают все по-разному в своих ютонгах».
Народ в один голос: «Нет! Как это ты будешь выходить! Она с ребенком! Никуда она не будет выходить! Пусть едет, куда надо! Это все китайцы! Кого угодно запутают эти китайцы!»

Мы остаемся. На каждой остановке волной заносит людей, и они по капле, на носочках, вжимая сидящих пятыми точками, протискиваются мимо нас в глубину автобуса… Окидывают нас удивленными взорами, «старички» с готовностью поясняют - это все китайцы, вообще обалдели эти китайцы, смотрите как девушку замучили, она просто дверью ошиблась, но ей надо далеко, и она поедет, потому что она с ребенком, она выходить не будет, еще не хватало из-за китайцев выходить.

Мы ехали так 15 минут. Я стояла и вспоминала Родину. Будь я в московском автобусе или метро, сколько раз бы и в каких терминах помянули мою матушку и всю мою родню до седьмого колена, и все мое потомство. И хорошо если бы не вытолкали в какой-то момент с ауди среди колясок и с дитя вослед…

Раньше бы я сказала, что на Кубе стресса нет. Потому что для меня стресс - это за секунду вспыхивающие безобразные стычки «убить нах урода, кто наступил мне на мизинец», это перекошенные от бешенства рты из-за полуопущенного стекла автомобиля. А как сдерживаться, если внутри все натянуто, как струна. Если сидишь на работе до девяти, если и по субботам туда нередко наведываешься, если рядом с кроваткой ставишь стакан воды (какое-то обезвоживание зверское круглые сутки) и кладешь ручку с бумагой, ибо ночью в ужасе садишься в постели от мысли «мы забыли позвонить этому журналисту!» Накалякал эту мысль и дальше провалился в рваный сон, а если негде накалякать, так эта мыслишка может тебе до утра не дать уснуть. Это я описала свою последнюю стадию перед уходом с офисной работки.

На Кубе нет такого. И когда я начинаю пересказывать наши московские сценки, слушатели впадают в состояние шока - «нет, Юлита, я не могу тебе поверить, как же можно так не уважать себя и других…» Здесь очень медленный на раздражение и агрессию народ, что для меня - показатель крепкого и основательного душевного здоровья. Хотя стресса здесь - ого-го. Из мелочевки - каждый все время опутан мыслями, что надо бы прикупить терку для яблока, постельное белье нужного размера, детальку для мотора и еще какую-нибудь фигню. И надо все время держать это в голове, наматывать километры между магазинами в округе, ибо если и появится, может быстро закончиться, а если окажешься в другой части города - обязательно заскочить во все соответствующие лавки по дороге, куда специально не поедешь. Из серьезного - на Кубе нет почти никого, кто бы ничего не нарушал. Если пристально посмотреть на каждого, много чего можно разглядеть. И все в состоянии вечного аларма, ибо не нарушать невозможно, но нужно чутко держать нос по ветру.

Но при этом - нет этих изматывающих последствий стресса. Почему, спрашивается. Во-первых, солнце, воздух и вода - очень мощные факторы. Под ясным небом ни на одну тему долго париться невозможно. Отгрустил свое - и вперед. Во-вторых, общность и «плечо». Когда живешь коммуной, остается только зубоскалить над всеми превратностями жизни. В-третьих, темперамент. Это нас жизнь бьет, а мы держим лицо, чтоб не дай Бог кто не догадался. Здесь Педро поймали за руку, влепили штраф, он пришел домой в бешенстве, попинал во дворе шину под сочувствующие взоры приятелей, постенал, сорвался на жене, она тоже под настроение побила тарелки, потом они обнялись, и все - завтра с чистого листа, с нуля. Ничего не накапливается.

Так что в чем-чем, а в способах сохранять вечную «транкилу» эта страна точно многих опередила (от исп. tranquilo - спокойный). У меня, кстати, тоже появился мой персональный способ. Я звоню дедушке Мундо из Ван-Ванов, который играет на тромбоне. Если нет его самого, всегда есть его автоответчик: «Todo trrrranquilo! No me encuentro! Deja tu mensaje…» («В Багдаде все спааакойно! Я сейчас не дома! Оставьте ваше инфо…»). Губы сами складываются в улыбку.

Гавана, Куба, автобус

Previous post Next post
Up