Давно нужно было прочитать эту книгу, а когда стали зачищать библиотечные фонды, стало безотлагательным.
Оксана Забужко «Музей заброшенных секретов».
Большой 700-страничный роман в переводе Елены Мариничевой, изданный в 2013 году (на украинском вышел в 2009), получивший Премию «Ангелус». Многослойное произведение, где прошлое перемежается с настоящим, а художественный вымысел с историей. С ним непременно должны ознакомиться те, кто хочет понять современное украинское общество.
Первый временной пласт «Музея» - история членов УПА, боровшихся сначала с гитлеровским рейхом, а потом с москалями, «для которых людей уже вообще не существовало - своих они перемалывали в пыль так же безжалостно, как и чужих». История тех, кто жил мечтой о Великой Украине, когда больше всего «боишься шевченковского предостережения: «Погибнешь, сгинешь, Украина! И след твой выжжется дотла…» Потрясающие страницы любви и предательства, трагическая гибель главных героев с прощальным «Слава Украине!».
Повествование касается многих болевых точек украинской истории: Голодомор 1932-33 гг., голод 1947 г., ссылки в Казахстан и Сибирь, принудительная коллективизация, советская карательная психиатрия, вербовка КГБ. И все это на фоне официального вранья и умолчания, когда школьные учебники входили в конфликт с памятью семей и вызывали только презрительное «брехня!».
Другой временной пласт - новейшая история, начиная с девяностых, «молодость страны, которая рождалась на свет из прибывающего гула Майдана».
Очень многие реалии узнаваемые, Россия поначалу шла сходным путем, не оставляя вниманием соседа.
Журналистика, телевидение переживали те же метаморфозы, что и российские. Когда после всплеска свободы постепенно стали исчезать прямые эфиры, а новостники - получать инструкции, о чем говорить, а что скрывать. Местные программы и сериалы замещаются покупными российскими. Так, передача главной героини романа Дарины Голщинской «Диогенов фонарь», дававшая портреты реальных людей, всматривавшаяся в жизнь, стала казаться начальству не ко времени. За большие деньги телеведущей предлагают лепить образы заказных персон.
Важная тема - архивы, их закрытость и манипуляции с ними; уничтожение несколькими волнами, в особенности осенью 1991 года, когда жгли дела 70-80-х годов; последующая черная торговля архивными документами.
Узнаваем мир депутатов и политиков с мутными речами, в которых «фундаментальная неправда, гипнотический кокон»… Нахлынувшие из Москвы политтехнологи.
(Между тем им не удалось с Украиной повторить. Почему? Казалось бы, постсоветский человек имеет сходный бэкграунд. Думаю, мы все задаемся этим вопросом. Оксана, словами лирической героини, предлагает ответ, который мне кажется верным. Во всяком случае, это один из ответов: «сопротивление материала»! Не учла эта дутая сила сопротивление людского материала. Ползучая экспансия провалилась. Иная культурная матрица, в которую они никак не поверят.)
Вообще, наверное, правильно, что прочитался этот роман именно сегодня, - обращаешь внимание на детали, которые бы пропустил, не случись этой страшной войны. Воспринималось бы как история, - тяжелая, но история. Теперь же сплошные параллели.
Издевательства над мирным населением, пытки повстанцев и стойкость: «Только кровь наша за тебя, Украина». Как не щадили пришлые своих - в 1947 году в Карпатах после боя 200 погибших облили бензином и сожгли, чтобы скрыть потери. Как «палили огнем ненавидимые ими за это города и села». Или вот выборы в 1946: «В каждое село гарнизон солдат привозили, на избирательный участок людей автоматами сгоняли».
И все же «Музей заброшенных секретов» - не только попытка литературного осмысления драматичной, болезненной темы украинского подполья, послевоенного сопротивления советской власти. Это не путеводитель по украинской истории XX-XXI вв., а художественное произведение очень высокой пробы. Написанное мастером. Человеком, который может делать со словом очень сложные штуки, связывать разные узелки, в том числе метафизические. Каждый увидит в нем свое, кто-то - слепившуюся под конец семейную историю на фоне истории страны, кто-то - любовь, рассказ об отношениях мужчины и женщины, вплавленный в предчувствия и сны.
Тем не менее главная нить романа протянута из его названия. От милой детской игры - закапываемых в землю секретиков, через личные тайны взрослого человека (у кого их нет) к тайнам родной земли. Ко всем канувшим в лету, погибшим, неузнанным. К огромной боли украинской земли.
О прошлом надо говорить. Не бороться с памятью, как это делают у нас уничтожающие Мемориал. Не зарывать секреты поглубже. А возвращать себе подлинную историю. Один из «узелков» Оксаны, насколько я его разглядела: прошлое (не только личное, но и коллективное) влияет на нас, присутствует в настоящем, даже если мы его не знаем или старательно пытаемся забыть.
К вековой боли Украины сегодня добавилась новая, невыносимая. Потому так злободневно звучат рассуждения главного героя Адриана Ортинского, сына священника, подорвавшего себя и врагов: «… не может быть свободной державы без свободного в ней человека, а кто порабощает других - тот сам себе узник».