Два года тому назад
я писала про нравы и обычаи викторианской Англии, про которые современные школьники, похоже, не должны забывать. Вчера мы сходили на представление, которое приготовили дети. Пьеса, которую тщательно выбирали, ставили и с гордостью показывали. "Hetty Feather", дамы и господа!
Рассказ идет от лица девочки по имени Hetty Feather, которую мать в младенчестве оставила на ступенях больницы, потому что не могла о ней заботиться. Девочку, как и нескольких других детей определяют в приемную семью. Все чудесно, приемная мама заботливая и ласковая, у девочки есть братья, с которыми она растет и играет, их всех даже однажды ведут в цирк! Там девочка знакомится с некой Мадам Аделин, акробаткой и дрессировщицей лошадей, которая настолько очаровывает Hetty, что Hetty решает, вернуться в цирк, как только получится. Ну а пока она живет в семье и по меркам викторианской Англии, ее жизнь прекрасна. До тех пор, пока не выясняется, что в этой семье дети находятся только временно. Достигая определенного возраста приемная мама передает их в сиротский приют, а сама берет себе новых младенцев. Так происходит со старшим братом, с которым Hetty Feather не очень ладила. То же происходит и с самой Hetty и ее другим братом Гидеоном, когда они достигают соответствующего возраста (5-6 лет?).
В приюте все, понятно, совсем по-другому. Нужно носить одинаковую одежду, делать все, что делают другие, одновременно учится, одновременно работать. Hetty все это совершенно не нравится, и ей бы пришлось очень тяжело, если бы ее не поддерживала и не подкармливала женщина, работающая на кухне -- Ида. А тут еще эпидемия инфлюэнции, которая выкашивает часть приюта (дети называются поименно), включая старшего брата, который умирает у Hetty Feather на глазах (показывается в деталях). После такого потрясения, Hetty полна решимости отыскать Гидеона. Она переодевается мальчиком и пробирается в мальчишеское крыло приюта, где находит Гидеона в совершенно заторможенном состоянии, не способного сказать не слова, уставившегося в одну точку. Тут-то ее и обнаруживает настоятельница и отправляет в карцер, где Hetty Feather проводит ночь (несколько дней?), в голоде и холоде. Если бы не Ида, которая разговаривает с ней через дверь, ей пришлось бы совсем туго.
Проходят годы. Англия празднует 50-летие правления Королевы Виктории (тут мы узнаем, что это 1888 год). По этому радостному случаю, детям приюта позволяют час погулять по Гайд парку. Hetty Feather сыта по горло и приютом, и настоятельницей, и другими детьми. Она решает сбежать, найти цирк, в котором она была много лет назад, найти Мадам Аделин и остаться с ней. Сказано -- сделано. Долго блуждает Hetty по улица Лондона, пока таки не находит нужный цирк. Но оказывается, что она совершенно не нужна Мадам Аделин. Мадам сочувствует, жалеет, но оставить девочку у себя не может.
Hetty Feather оказывается на улице. Тут же ее пытается увести с собой некий джентльмен приятной наружности "вот буквально за угол, где нам будет совершенно удобно", от которого Hetty с трудом убегает. Ей нечего есть, ей некуда идти. Цветочница протягивает руку помощи и делится своей корзинкой с цветами. Но как только Hetty продает эти цветы, все деньги отбирают какие-то другие беспризорники. Hetty Feather в отчаянии. И тут непонятно как ее отыскивает Ида -- женщина с кухни, которая раскрывает девочке тайну. Оказывается Ида -- это мать Hetty Feather!
Объятия. Занавес.
***
Я считаю отличный выбор пьесы для школьников 12-13 лет в школе с большим количеством международных студентов в XXI веке! Свои не забудут, а приезжие приобщаться. И проблематика как раз соответствует возрасту!
***
Справедливости ради нужно сказать, что сама постановка мне понравилась. Дети играли отлично, особенно девочка, которая играла Hetty со всеми ее переживаниями. Обошлись минимум декораций и костюмов, но все работало на создание образа и настроения. Этого у "главного" не отнять. Настроение он действительно умеет создавать.
Мне нравится, когда историю в театре передают штрихами, полутонами, намеками. Мне кажется, что это всегда работает намного лучше, чем полная картинка. Например, когда показывали карцер, в котором сидела Hetty, его изобразили несколько детей, каждый из которых держал перед собой деревянную планку выше себя ростом и шириной сантиметров в 30. Постепенно дети сужали круг вокруг Hetty показывая безысходность и давление. Или, например, когда умирал старший брат, его положили на большую белую подушку и укрыли белым покрывалом. Сразу стало понятно, что шансов у него нет. Активно использовали деревянные ящики и лестницы -- это были и ступеньки для акцентов, и сиденья, и лежаки. Причем все эти предметы были выдержаны в стиле Англии того времени -- все слегка потертое, деревянное и какое-то очень несовременное. Шелк использовался и как качели для играющей в детстве Hetty, и как место с которого Мадам Аделин дрессировала своих лошадей, и как возможность рассказать красивую историю любви между родителями Hetty. И опять же в тему цирка.
Постановка понравилась очень. Выбор пьесы вызвал недоумение. Как обычно.