Высшее образование в UK

Jun 29, 2021 18:30

Прослушав неделю лекций, я стала чуть лучше понимать, как оно тут все устроено. Хочется записать. Старожилы, поправьте меня, пожалуйста, если я где неправа.


Итак, в 16 лет, британский школьник сдает свои выпускные экзамены, GCSE, и дальше у него есть выбор:
1. Не делать ничего.
2. Идти работать неквалифицированным рабочим.
3. Устроится "подмастерьем" (apprenticeships).
4. Продолжать образование еще два года в школе или колледже (Sixth Form).

Если человек выбирает последнюю опцию и продолжает свое образование, то через два года (ему уже 18) он сдает очередные экзамены, A-levels, и у него опять же есть варианты:
1. Все те же "не делать ничего" или "идти работать неквалифицированным рабочим", но непонятно почему не сделать это два года тому назад.
2. Опять же устроиться "подмастерьем".
3. Отложить поступление в университет на год (Gap year).
4. Поступить в университет в UK

Apprenticeships. Отбрасываем никому не интересные "не делать ничего" и неквалифицированную работу, посмотрим, что такое apprenticeships. Apprenticeships -- это такая комбинация работы и учебы. Человек устраивается на работу, работает там 4 дня в неделю, а пятый учится в университете. Учеба таким образом растягивается на дольше, но в конце все равно можно получить какую-то квалификацию, либо даже диплом бакалавра. Такие позиции для подмастерьев предлагаются компаниями напрямую. Человек выбирает подходящего работодателя, напрямую проходит собеседование и устраивается на работу. Университет при этом не выбирается. Уж с каким работодатель заключил контракт, такой и будет. За учебу человек не платит -- за него платит его работодатель. Кроме этого работодатель платит зарплату.

Из плюсов: можно быстро получить реальный опыт работы (особенно в практических профессиях); можно сильно сэкономить на стоимости образования и избежать student loan; можно не учиться дополнительные два года в Sixth Form, а пойти работать сразу в 16 лет; можно гораздо быстрее стать взрослым :) Потому что apprenticeships -- это полноценная работа со всеми ее обязанностями и ответственностями.

Минусы: очень растянутое по времени образование; не все направления покрываются apprenticeships; зарплата, подозреваю, минимальная; отпуск, как при обычной работе, а не университетские каникулы.

Gap year. Следующая интересная опция -- это Gap year. Это один год, который проходит между школой и университетом. Причем, можно сначала взять этот год, а потом через год поступать. А можно поступить в университет сразу после школы с отложенной на год датой начала обучения.

Нужно только понимать, что Gap year -- это не просто год, в течении которого ты ничего не делаешь или отдыхаешь от школы. Это год, за который ты будешь отчитываться. Если через год ты собрался поступать в университет, то в сопроводительном письме (расскажу отдельно) ты должен написать, чем ты был занят этот год, зачем ты его брал, чего достиг. Это может быть дополнительная учеба, это может быть работа, как-то связанная с будущим направлением, это может быть развитие каких-то личных навыков, которые требуются в будущей работе или учебе и т.п.

Если ты поступаешь сразу после школы (с отложенной датой), то нужно указывать, зачем тебе этот год, что собираешься достигнуть, что собираешься развить т.п. Потом, я так понимаю, могут спросить :)

Uni. Ну и, наконец, то, ради чего мы тут собрались. Университеты. Тут много всего интересного.

Во-первых, в университетах есть курсы (courses). Это такое ключевое понятие, которое определяет направление учебы (типа нашего факультета). Т.е. поступая в университет, ты поступаешь на самом деле на какой-то курс. В рамках этого курса у тебя есть разные модули (предметы), которые ты учишь, по которым ты сдаешь экзамены. В конце обучения на курсе, ты получаешь какую-то степень.

Во-вторых, в UK нет никакого стандарта на этим самые курсы. Называлось число в ~350 университетов и >35000 курсов. И все эти курсы создаются самими университетами и могут быть абсолютно любыми по качеству и наполнению. Поэтому все, буквально все, в один голос твердят, что самое главное при выборе курса -- это очень тщательное его исследование.

Потому что (хорошая новость) данные о курсе выложены в открытый доступ. Т.е. занимаясь исследованием, можно понять не только о чем вообще этот курс, но и из каких модулей курс состоит, как каждый модуль изучается (в лекциях, в практических занятиях, в беседах, в самостоятельных проектах и т.п.), как оценивается (экзамены, эссе, практические проекты), кем преподается (имя, фамилия, регалии, примеры лекций), какие требования для поступления, какие перспективы трудоустройства после окончания этого курса и т.п.

Кроме этого, поскольку стандартов нет (плохая новость), нужно очень тщательно проверять, какую именно квалификацию ты получишь на выходе. Я так поняла, что большинство дает тебе бакалавра (чего -- уже зависит от курса), но для некоторых профессий нужны еще какие-то дополнительные степени (типа для врачей), и вот тут уже нужно смотреть супер-внимательно.

Таким образом, выбор "факультета" в нашем понимании -- это на самом деле выбор курса. А вот выбор университета -- это, скорее, выбор среды обитания. Где этот университет находится (крупный\мелкий город), расположен ли университет на своей собственной территории или рассредоточен по городу (есть кампус или нет), какого размера университет (назывались размеры в 3 тыс и в 20 тыс человек), какие возможности предоставляет университет помимо академических (всякие кружки, клубы, сообщества), что у университете с жильем (дают ли они общежитие в первый год и если да, то какое), какие возможности есть для трудоустройства студентов во время учебы (подработка), насколько удобно туда добираться, насколько удобно оттуда добираться домой и т.п.

Поскольку университетов много, а курсов еще больше, заниматься исследованием и поиском нужно начинать сильно загодя. Говорят, что 7-8 месяцев -- это, в общем-то, норма. Все это время ты пытаешься понять, какое направление ты в общем хочешь изучать; какие курсы покрывают это направление; какие курсы больше всего подходят лично тебе; какие дадут ту степень, которую ты хочешь; какие предметы нужны для поступления на этот курс...

И вот тут зарыта крупная собака. Потому что вступительных экзаменов чаще всего нет (есть исключения, о них дальше). Поступаешь ты по результатам своих трех-четырех A-level экзаменов, которые ты выбрал двумя годами ранее. Т.е. в 16 лет, когда ты решил, что все эти кассиры в магазинах -- это не твое, и даже apprenticeships -- это тоже не твое, а ты хочешь в универ и для этого тебе нужно закончить двухгодичный Sixth Form, в этот самый момент ты должен выбрать три предмета (редко 4), которые (и только их) ты будешь два года изучать и по которым ты через два года будешь сдавать экзамены. С результатами вот этих экзаменов ты и будешь поступать. И лучше бы ты выбрал правильно.

Потому что если ты выбрал плохо, то у тебя есть только одна опция -- это Foundation year. Foundation year нужен тогда, когда ты хочешь поступать на математику, но математики нет среди твоих A-levels, или ты хочешь поступать на врача, но два года тому назад не подумал про биологию. Или, если математика или биология у тебя есть, но их уровень ниже, чем тот, который требуется для этого конкретного курса. Тогда ты можешь попросить (а университет может тебе это предложить) foundation year. По сути -- это год, который ты тратишь в университете, чтобы подтянуть то, что ты не учил, но что требуется для учебы на этом курсе. Я не совсем поняла, почему университет может быть заинтересован в таком тебе, когда у них скорее всего толпы тех, кто ничего не забыл и все сдал на нужный уровень, но такая опция есть.

Итак, 7-8 месяцев ты тратишь на исследование, после которого ты должен иметь список возможных курсов и\или университетов и быть готовым поступать. Поступление начинается в мае предыдущего года. И об этом я расскажу отдельно.

образование, uk, университет

Previous post Next post
Up