"Бабушка!" -- кричит Фридер"

May 22, 2013 20:15

Есть замечательная серия книг (уже три на данный момент), про пятилетнего мальчика Фридера и его бабушку. Каждая книга состоит из коротких рассказов, каждый из которых развивается по совершенно одинаковому сюжету.


1. Фридер что-то хочет от бабушки, а бабушка в это время занята хозяйственными делами.
2. Фридер злится на бабушку, потому что она не хочет поучаствовать в его забавах\удовлетворить его желания.
3. Фридер придумывает, как ему реализовать свое желание, обычно при этом совершенно не задумываясь о последствиях.
4. Фридер реализует свою придумку, разрушая при этом все вокруг.
5. На сцене появляется совершенно спокойная бабушка.
6. По очень сдержанной реакции бабушки, Фридер, наконец, осознает, что он натворил, все понимает, раскаивается и часто даже просит прощения. Чаще, впрочем, начинает плакать.
7. Бабушка и Фридер дружно нейтрализуют последствия.

Что меня не перестает восхищать в этих книгах -- так это совершенно спокойная бабушка, которая во всех описанных ситуациях всегда в первую очередь думает о здоровье и безопасности внука, а по поводу разрушений обычно говорит "что сделано, то сделано". Я обычно сначала ору на всех окружающих, и вычитываю детей (не забывая, конечно, при этом замазывать коленки), но вот фразы "чем ты думал?!", "сколько раз тебе говорила?!" -- они тоже присутствуют. А у нее нет. Восхищаюсь.

Впрочем, это, наверное, восхищает всех. Но вот что меня еще занимает\удивляет, это то, что надо сделать, чтобы:
1) дети сами придумывали как решать свои проблемы, не ожидая от взрослого подсказок? Тут я заметила, что бабушка никогда и не пытается придумать что-то за Фридера, даже в самых очевидных местах. Возможно, если взять это за норму, то со временем дети привыкнуть решать свои проблемы самостоятельно.
2) дети оценивали адекватно без подсказок (и желательно делали выводы на будущее) результаты своих проделок? Опять же бабушка просто сокрушается о результате, но оценивая никак Фридера или его действия. И она не говорит ему "посмотри, что ты сделал и не делай так больше". Вся оценка идет от ребенка. Как его этому научить, если уже не научила?
3) ребенок участвовал в разгребании последствий? Если моих оставить с последствиями один на один -- они филонят. Если предложить помочь -- они тоже филонят. Если делать все за них -- как-то несправедливо получается. Тут у меня пока нет идей.

В общем, очень поучительная книга. Есть там, конечно, вещи, которые я пропускаю, например, ругательства или местами уж совсем неуважительное на словах отношение к бабушке. Но это мелочи. В целом, книга заставляет подумать над своим поведением.

дети, детские книги

Previous post Next post
Up