Бронхиальная астма: страх приступа

Dec 02, 2023 10:07


Астма - одно из заболеваний «психосоматической семерки». Это не значит, что болезни нет. Это не значит, что психогенный приступ больной «сам себе надумал». Это значит, что заболевание, его течение, интенсивность приступов в той или иной мере зависит от психического состояния больного. Что приступ может случиться от обиды, от злости… И неплохо изучить себя, чтобы заметить, что, какое эмоциональное движение может послужить крючком. А со страхом у астмы особые отношения.
Страх удушья - явление крайне физиологичное. Организм не привык к тому, что ему не хватает кислорода. От нехватки кислорода мы испытываем на разных уровнях, начиная от клеточного, уйму неприятных ощущений, собирающихся в страх. И от страха… удушье усиливается. На это есть ряд причин: от страха активируется симпатическая нервная система, гладкая мускулатура приходит в тонус (в бронхах у нас тоже гладкая мускулатура - что будет, если добавить тонуса уже спазмированным бронхам). От удушья усиливается страх.
В астматическом приступе человек рефлекторно дышит с усилием, всей дыхательной мускулатурой, которая у него есть. В том числе - плечами и ключицами. Но дыхание плечами и ключицами - это стрессовое дыхание! То есть, усиленно дыша с помощью ключиц и плечевых мышц, мы дополнительно усиливаем страх.
Это похоже на замкнутый цикл. Удушье неприятно само по себе, а с усиливающимся страхом становится гораздо неприятней. Что делать?
В свое время врачи сказали мне «от бронхиальной астмы не умирают». Это помогло от страха при приступе многим детям. Все передавали из уст в уста: «от астмы не умирают, от приступа не умрешь». Как я выяснил позже, это не вполне верно. В статусе (тяжелом затяжном приступе) бронхиальной астмы изредка умирают - не от удушья, а от его последствий, от гипоксии. Нечасто; как правило, пожилые люди; как правило, вследствие нарушения режима приема лекарств или пренебрежения заболеванием. Многим этого знания может оказаться достаточно, чтобы снизить интенсивность страха - чтобы убедить организм, что, несмотря на ограничение дыхания, прямо сейчас мы не умираем. Есть еще один аргумент, мне он подошел больше: «мы в сознании - значит, мы не умираем». В принципе, не очень важно, какой аргумент подобрать. Главное - чтобы он работал.
Еще одно решение для взаимодействия с этим страхом - занять внимание чем-то другим. Если учитывать, что организм занят, он дышит - управлять вниманием довольно сложно. Но. Можно добавить внимания в дыхание. Отмечать, как идет вдох, нельзя ли его замедлить. Насколько изменился выдох. Как внутри сипит и булькает. Нельзя ли сменить позу. Как поднимаются плечи. Насколько устали мышцы. Нельзя ли поменьше усилий. Удобно ли положение. Не пора ли уже сбегать в сортир.
Можно наблюдать за временем. Тогда важно - ПРОСТО наблюдать за ходом времени, а не бегать мысленно по потолку в ожидании Скорой или когда ингалятор подействует. Можно прямо на минутную стрелку смотреть и тиканье часов слушать.
Как-то я настолько зачитался в приступе, что, когда книжка кончилась, я обнаружил, что приступ тоже кончился.
Главное - не сопротивляться этому страху. Он, на самом деле, довольно быстротечен - организм привыкает дышать вот так. А вот если сопротивляться, идти против страха или, наоборот, делать то, что предлагает страх - он затянется и затянет. Истерика в приступе удушья неудобна еще и тем, что выразить ее почти невозможно. Соответственно, и разрядить - тоже.
А еще очень важно не бояться страха. Это глупо звучит и еще глупей выглядит буквами. Но страх страха удушья может оказаться страшней и мощней, чем сам страх удушья. И вот эту штуку надо ловить на взлете и душить, пока не развернулась.

жизнь с бронхиальной астмой

Previous post Next post
Up