Быть может это, всего лишь, незначительная деталь, которая не имеет прямого отношения к анализу «Эрго Прокси». Но благодаря такому забавному стечению обстоятельств, сводятся две основные линии сериала: идеи теоретиков постмодернизма и диалектика органического/чувственного с механизированным/ рациональным. Суть в том, что на обложку «О грамматологии» Ж. Деррида помещен мальчик, который оказался андроидом 18 века (andr - «человек, мужчина» и суффикс -eides - «подобный, схожий»).
Причин, по которым иллюстратор А.Бондаренко выбрал именно это изображение для российского издания, может быть несколько. Прежде всего, данный андроид, получивший название «каллиграф», непосредственно связан с письмом, поэтому как нельзя лучше соответствует тематике книги. Также его сущность отображает представления о механизации письма и наводит на ассоциации с его омертвлением. По мнению Деррида письмо подобно смерти, поскольку всегда имеет характер завещания (оставляет след), в отличие от живой устной речи.
Основой для «Эрго Прокси» послужило изречение Декарта «Cogito ergo sum». Являясь основоположником рационализма, Декарт радикально изменил представления о животном организме, отвергая понятия о чувствующей и растительной душе. Ознакомившись с открытием системы кровообращения и работой сердца, он пришел к концепции о механизме ответных реакций животного на раздражение, исходящее от внешних предметов. Основа этого механизма заключалась в движении «животных духов», т.е. мельчайших частиц крови, которые пульсировали в нервных «трубках» и, поднимаясь к мозгу, задавали определенные движения в зависимости от типа раздражения. Всё это позволило Декарту говорить о животных, как простых механизмах или «самодвижущихся машинах», которые были схожи с работой часов. Что в дальнейшем обострило соотношение природного и искусственного. Такой автоматизм распространялся и на человеческую деятельность, но только в плане биологических процессов:
«Я предполагаю, - пишет Декарт в "Трактате о человеке", - что тело не что иное, как статуя или земельный механизм, созданный Богом, и, следовательно, все функции, какие только можно вообразить, происходят от материи и зависят исключительно от расположения органов. Я прошу вас считать, что эти функции осуществляются в механизме естественным путем, от простого расположения его органов - точно так же, как движение часов или любого другого автомата происходит благодаря противовесам и колесам; так что в этих механизмах нельзя обнаружить никакой души - ни растительной, ни чувствующей, и никакого другого начала движения и жизни, кроме крови и духов»*.
Но в отличие от животных, человек обладал еще и сознанием, поэтому мыслился дуалистично: связь материального тела (механизма) с бестелесной мыслящей душой. Тогда возникал вопрос о способе (месте) соприкосновения двух этих субстанций. Декарт выдвинул предположение о шишковидной железе (эпифизе), которая мыслилась посредницей между телом и душой и воспринимала импульсы как «животных духов», так и сознания. Это впоследствии легло в основу проблематики «я мыслю, следовательно, я существую».
Конечно, механические устройства, наподобие заводных певчих птиц, существовали задолго до этого. Но только с развитием техники и идей рационализма появились устройства, пытающиеся как можно точнее имитировать облик и поведение живых существ. Так в 1738 г. французским механиком Жаком де Вокансоном была создана «Утка». Она крякала, ходила, переваливаясь с боку на бок, умела плавать в воде, поворачивала голову, расправляла крылья и чистила клювом перышки. Кроме этого, утка не только пила воду и клевала зерно, но и переваривала пищу при помощи химических веществ.
Чуть позднее, искусный швейцарский часовщик Пьер Жаке Дро и его сын Анри создают группу андроидов, получивших название автоматоны. В 1772 завершается конструирование «каллиграфа» (см. первые три фото), который явился самым сложным механизмом и состоял из 6000 деталей. Компанию ему составили «художник» и «музыкант» (девушка-андроид). Все они приводились в движение часовым устройством с заводной пружиной. Каллиграф, ростом с мальчика 5-6 лет, держал в руке гусиное перо, аккуратно макал его в чернильницу и писал короткие фразы, состоящие из 40 букв. Во время написания, глаза его двигались вслед за текстом, а голова поворачивалась к чернильнице, когда нужно было опять обмакнуть перо. После окончания, он на несколько секунд задумывался, потом брал песочницу и посыпал лист песком для просушки, спустя какое-то время он стряхивал песчинки. Немыслимые для того времени действия проделывали и два других автоматона. Сегодня Jaquet Droz является престижным брендом швейцарских часов, а в компании Montres Jaquet Droz принимают заказы на изготовление автоматона «каллиграф» и других кукол.
В Японии эпохи Эдо тоже существовали подобные механизмы, называвшиеся «каракури». Но они, в отличие от европейских, носили больше функциональный характер, и создатели не акцентировали свое внимание на воспроизведении биологических процессов (дыхание, движение глаз, моторика пальцев и др.). Так в 18 веке была известна кукла «Тя-хакоби-нингё» (тя - зеленый чай, хакоби - перевозить, нингё - кукла), которая помогала во время чайной церемонии подавать гостям чай. Кстати, само слово «нингё» состоит из иероглифов «нин» - человек и «гё» - форма, что сближает его с понятием андроид.
Подобная ретроспектива возможно в чем-то лучше позволяет понять замысел создателей «Эрго Прокси». Только здесь они решают извечную проблему соотношения души и тела за счет вируса cogito, который поражает Автолэйвов и дарует им сознание. Данный сериал позволяет свести к единому кластеру разнообразные и на первый взгляд разрозненные элементы, начиная с эпохи Древней Греции (Бог из машины), касаясь отдельных аспектов постмодернистских теорий (машинное бессознательное и др.) и заканчивая футуристическими темами современного кинематографа («Матрица», «Бегущий по лезвию»).
*Гл. 7. Декарт - основатель современной философии // Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней:
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/Index.php Русский Гуманитарный Интернет-университет:
http://www.i-u.ru/biblio/archive/dekard_sochinenie/00.aspx Пьер Жаке Дро:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Jaquet_Droz