Елена Казимирчак-Полонская

Jan 30, 2021 21:21

Среди отложенных книг на «Лабиринте» обнаружила переписку двух монахинь («Богу шоры не нужны…»). Смутно помнила, когда и по чьей рекомендации отложила, но раз появилась в продаже, решила купить. Первое же письмо потрясло (приведу его здесь почти полностью). Захотелось больше узнать об авторе - Елене Казимирчак-Полонской. На алибе нашлась её автобиография (охватывает 1944-1948 гг.). Прочла и вот что хочу сказать. Когда мы читаем Деяния апостолов, жития древних святых, то воспринимаем их как произведения, где правду и вымысел разграничить очень трудно. А тут описание всего нескольких лет из долгой жизни ровесницы ХХ века (годы жизни 1902-1992), а там все те же события: с одной стороны, непосильные труды, гонения, лишения, опасности, а с другой стороны - чудеса, благодать, прямое общение с Богом. Параллелей с конкретными житийными эпизодами можно провести очень много: чего стоит следователь Бутырки, куда она попала по доносу священника, - мучитель, обращённый в веру своей подследственной.  В общем, рекомендую: Монахиня Елена «О действии благодати Божией в современном мире». И обещанное письмо подруге, инокине Иоанне Рейтлингер (о своём приходе к вере в молодости и о чудесах в заключении в 1952 г.):
«Поиск такой веры, которая позволила бы создать мировоззрение, при котором было бы полное единство исповедания и жизни, а следовательно, и полнота смысла жизни.
Это было доминировавшее, всё захватывавшее настроение. Богу было обещано: «Если тот высочайший идеал Бога, к которому мысленно уже пришла, будет мне открыт как Бог Живой, с Которым можно общаться, во имя Которого можно и должно жить, то - в ответ вся старая жизнь будет сломана, всё будет построено заново, будет монашество в мире, но не в результате какого-то жизненного разочарования… а в результате «первой, всеобъемлющей любви к Богу». - В этом и была главная сила. - Помню, заболела в имении Дюны. Моя первая молитва была «Неведомому Богу», в Которого не верю ещё, потому что не знаю Его как Живого, но Которого люблю как самый возвышенный идеал. - и Он услышал такую молитву. - Потом, после многих бесед с католическим священником, после того, как рушилась моя боязнь противоречия с наукой, всё превратилось внутри в стрелу огненную к Небу: «Открой Живое Лице Свое». Католический священник всё объяснил и значение обрядов, а я не принимала ни обрядов, ни Церкви. И постепенно, постепенно нарастало чувство преклонения, любви к Богу и сознание своей греховной жизни. Хотелось пойти и почувствовать реальную грань: вчера было старое, а сегодня абсолютно новое, и нет возврата к старому. И эта потребность найти грань вдруг в один прекрасный день вылилась в потребность покаяния в форме церковного Таинства исповеди как грани старого (конец ему!) и Таинства Причащения как грани нового, и я пошла на исповедь к православному незнакомому священнику куда глаза глядят. И тут рука Божия вела таинственно и мистически от начала до конца. -
Луцк. Покровская церковь. Никогда не была до того ни в одной Церкви после атеизма (только в костеле у ксендза). Не знала правил исповеди, думала, что можно только в Великий пост, а была осень… Не помнила богослужения. - Не тянулась к обряду, только к таинству покаяния и обновления, чтобы Бог услышал, что каюсь за всю жизнь, хочу и буду жить по-новому. Прихожу в Покровскую церковь. Ещё рано. Чудный тихий вечер. Выходит в церковный сад батюшка (пожилой, но энергичный). А у меня на душе настроение мытаря (никогда с такой силой больше не было этого чувства). Спрашиваю: «Можно ли исповедоваться», и не смею мечтать, что «да». За священником, которого «не вижу», стоит сам Бог, к Которому хочу идти. - И вдруг он ласково отвечает, как будто Живой Бог через него даёт прямой ответ душе: «Если душа жаждет покаяния, Бог принимает всегда и сегодня». Я восприняла именно как живой ответ и пошла на всенощную, и после неё исповедоваться. - За всю жизнь. Эта сила покаяния (раскаяния в атеизме,…) никогда больше не повторялась. Когда он сказал «Прощаются тебе грехи», я почувствовала (нет человеческих слов выразить переживание!), что Живой Бог простил и сходит в сердце, всё существо заполняет Собой… я вышла из Церкви. Было звёздное небо и тут - именно под открытым небом, в полном одиночестве произошла Живая встреча. Небо стало физически ощущаться как неизмеримо более глубокое, любовь заполнила всё сердце, она начала шириться и уже не могла вместиться в нём, и именно любовь сердца вырвалась наружу, и понеслась ввысь, и ощутила Живого Бога. Физическая тяжесть тела абсолютно исчезла, состояние полной невесомости (это позволило мне потом реально понять «хождение по водам» Христа и Марии Египетской). Духовно - не счастье, счастье - категория Земли, а блаженство, безграничный свет, потоки Божественной любви, льющиеся от Живого Бога в сердце, наполняющие любовью безграничной ко всем, ко всему; и к тому же в один «космический миг» была показана вся жизнь моя - весь грех в прошлом, смысл жизни, которого я искала, было открыто назначение всех черт характера, было дано ощутить бессмертие, вечность как реальные категории Духа.
Неожиданность всего была потрясающая. Очевидность и реальность всего происходящего предельно убедительные, блаженство неописуемое никакими словами. Раз на всю жизнь стало понятно: «Дух дышит, где хочет, не знаешь, откуда Он приходит и куда уходит». Состояние этого блаженства, видения Бога очами души, предвидения некоторых событий на расстоянии, видения света от икон и света Нетленного (утончённого, но более сильного, чем свет солнца) - всё продолжалось около месяца. В молодости и мы лучше, и порывы бескорыстия сильнее.
Тогда я жила в полном смысле слова по Евангелию: работала в окружном суде, вечерами ходила в больницу к чужим детям-сиротам, обслуживала в больнице арестантов из тюрьмы (ставила им банки, приносила питание…), и было непрерывное блаженство. - И желание монашества, чтобы не нарушить той чистоты души, о которой сказано «чистые сердцем Бога узрят»
…Я делала только то, что Ему нужно… А потом через месяц начались такие испытания, которые нельзя описать в их ужасе… Я реально познала сатану. И драма заключалась в том, что я не имела духовного отца-подвижника, который мог объяснить всё. Я не могла понять, что со мной происходит. Теперь, после того, как я познакомилась с теософией, антропософией и индусской раджа-йогой, я поняла, что происходило. И Отцы Церкви-отшельники об этом тоже говорят. Но тогда я с ума сходила от тоски. Вдруг заслон, Небо молчит, встреченные люди (которых я не ищу) говорят мне против Бога, я не имею аргументов защитить, сомнения в меня входят против моей воли, я борюсь, а сатана одолевает до полного физического (до о. Сергия и теперь опять) изнеможения, чувства богооставленности.
Потом всё опять исчезло, но познание реальности и Бога, и Сатаны осталось. Это не сказки! Поэтому я обожаю Врубеля. […]
После этого у меня были ещё «Видения», но всегда наяву, никогда во сне. Когда люди меня больше всего оскорбляли, обижали, тогда Он всегда был во мне… И это чувство неповторимо, его не спутаешь ни с чем: присутствие Бога в сердце. Потом, когда я собиралась идти в католический монастырь, была снова серия мистических переживаний, пение твари - славы Творцу. Это пение реальное, но его слышишь утончённым слухом… И тогда уходишь от Земли… Эти состояния, в общем, бывают и сейчас, но всё менее «телесные», всё более утончённо-одухотворённые. В тюрьме раз 2 недели был непрерывный свет… молилась с утра до ночи, тюрьмы не чувствовала, ни голода, ни печали, душа парила в небе, решёток, ничего не было. - И 2 недели меня не вызывали на допросы, а когда вызвали, новый (второй) следователь, увидев меня (после такой 2недельной молитвы), посмотрел мне в лицо и… решил: она невиновна ни в чём, её надо освободить, и так повёл линию…
Дело в том, что реальность духовных переживаний имеет двоякую убедительность: 1) для переживающего. Это убедительность очевидных фактов, которые были неожиданны (не самовнушение) и абсолютно реальны. Но это субъективное чувство реальности нельзя объяснить другому, пока он сам не переживёт такое; 2) переживания данного индивида вызывают даже в его внешнем облике и поведении такие изменения и вызывают события, которые очевидны как факты для всех и остаются зафиксированы документально. -
Ещё один случай в тюрьме - потрясающий. - Первый следователь налетал на меня, как ястреб с высоты, называл меня с сатанинской злобой «сволочь, стерва»… «Не оправдываться ни в чём! Сознаваться в своих преступлениях! Сию минуту!!!»… Мне иногда хотелось вскочить и расшибить себе голову об стену, чтобы мозги у его ног были, и крикнуть: «Не повинна ни в чём!» Я четыре раза перегрызала себе вены на руках. И думала, что Бог простит. Это как полководец стреляет в себя, когда попадает в плен, чтобы не выдать из-за срыва от мук тайны государственной. Они от меня требовали рассказывать о других… И я предпочитала умереть, а требовали так . И я начала врать, чтобы не выдать… и запуталась… Каждую ночь допрос 8-10-12 часов подряд, днём лечь нельзя, заставляли ходить по комнате и падать на стенку, только вечером засыпаешь на 1,5-2 часа - будят и ведут… 9 месяцев!
Возвращаешься и засыпаешь в чёрном отчаянии. Вдруг ночью как меч прорезал моё сознание «апостол Павел». - И говорит: «А я в тюрьме не лгал»… И вдруг полагает мне на сердце ответ… Я его ловлю именно так, как в Евангелии сказано: «Будет вам дано, что отвечать». И прихожу через 15 минут на новое следствие, и говорю «те слова»… Вся дрожу от духовного переживания, но уверена, что мне будет «конец» и только духовный выход. Вдруг этот «зверь» говорит: «Посмотрите на меня». Я отвечаю: «Не могу» (потому что у меня в глазах слёзы от духовного умиления, а я из гордости никогда перед ними не плакала и не показывала своей печали). Он требует: «Подымите сию минуту на меня глаза». Я исполняю и вдруг вижу: приветливое лицо, машет мне рукой и говорит сердечно-тепло: «Привет!»
Факты!

о главном, вычитанное-прочитанное

Previous post
Up