Топ-10 самых сексуальных песен югославского рока. Часть 2.

Apr 13, 2023 13:26

5. Vatreni Poljubac - Žikino kolo ("Iz inata", 1985)

image Click to view



Сама концепция альбомов "Альбомов Судного дня" подразумевает самое что ни на есть утилитарное использование песен, поэтому во вступительной части специально оговаривалось что главные критерии попадания их в наш топ не эротизм и присутствие темы секса в тексте, а непосредственная сексуальность. Однако случается и так, что первое совсем не мешает второму, и наоборот. Самым же очевидным примером такого мощного сочетания является песня "Žikino kolo" группы Vatreni Poljubac. Ибо нет другой такой группы, чьё творчество и образ жизни настолько бы соответствовал бессмертному канону Sex-n-Drugs-n-R'n'R. А что касается песни, то сначала было большое искушение поставить, например, "Sad ga lomi", по сюжету которой герой приехал кататься со шведкой Фридой в Яхорину, но благодаря ему (а он в свою очередь чтобы не посрамить югославов после итальянцев), она так и не встала на лыжи. Но мой выбор всё же пал на классику, коей абсолютно заслуженно считается "Žikino kolo". Постараюсь в нескольких пунктах развернуть эти тезисы.

1) Само существование и весь творческий заряд группы Vatreni Poljubac и Милича Вукашиновича служит прославлению homo balcanicus, который непрерывно извергает в окружающий мир энергетические сгустки страсти и любви к жизни. Который отчаивается, смеётся и плачет, страстно любит и целует, ненавидит и бьёт, который без устали ухаживает и явно зациклен на идее отыскать и соблазнить как можно больше женщин, не способных устоять перед таким напором и таким сочетанием уверенности, обаяния и остроумия. В популярной же музыке такой тип homo balcanicus очевидно манифестируют жанры хард-рок и хеви-метал. Трёхаккордные песни с подчеркнутой тематикой о роке как основной жизненной ценности, в которых присутствуют вечные драки, разногласия с унылой и примитивной балканской средой, красивые женщины, секс, наркотики, алкоголь и сентиментальность. А что это, как не Sex-n-Drugs-n-R'n'R на балканский манер?

2) Упомянутые выше трёхаккордные песни это ни в коем случае не принижение достоинств музыки "Огненного поцелуя". «Я выучил три аккорда и больше не хотел, потому что стал бы умником. Если бы выучил больше, то мы бы побили друг друга, чтобы посмотреть, кто знает больше аккордов, и тогда не было ни песен, ни хера. Пусть остальные соревнуются в аккордах, а Бог дал мне песни, потому что я нормальный», - сказал как-то Милич. Великие слова! В их контексте утверждения что основной рифф в "Žikino kolo" позаимствован из песни "Hole In The Sky" Black Sabbath или из "You better run" Motörhead или из "La Grange" ZZ Top просто смешны. А уж досужие разговоры что в песне звучит не Жикино, а Ужичко коло тут я считаю и вовсе неуместными!

3) История появления на свет оригинального Жикиного коло (традиционного сербского танца) до сих пор скрывает в себе много белых пятен для исследователей. Даже Вук Стафанович Караджич, знаменитый реформатор сербского языка, лингвист и этнограф, не смог достоверно установить её в своих многочисленных работах. В итоге Милич Вукашинович предложил свою версию, которую и изложил в тексте песни - https://lyricstranslate.com/ru/žikino-kolo-жикин...
И поверьте мне на слово, по сравнению с тем, что насобирал Вук Караджич для сборника «А диња пукла. Еротске народне песме» версия Милича кажется мне даже немного простодушной и наивной. Хотя, справедливости ради, стоит отметить что впоследствии Милич выпустил не менее эпичную песню "Tike tike tačke", такой, знаете, психологический порнотриллер в духе рассказа «Евротрэш» Ирвина Уэлша с душераздирающими строчками:

«Я схватил её за волосы и крикнул: "Что это, сука ?"
А она: "Я чувствую себя женщиной, хотя сам - мужик"»

Так что, если кто-то и будет впоследствии собирать антологию эротических произведений местной поп-культуры, то эта вещь отлично дополнит материал патриарха сербской словесности.

4) Кстати о коло. То самое Жикино (или Ужичко) коло, фрагмент которого звучит в песне, имеет к творчеству автора определённое отношение. Ведь параллельно карьере в группе Вукашинович сочинял народняки. Именно он сочинил суперхит Ханки Палдум «Voljela sam, voljela» (впоследствии перепетый Цецой) и написал материал для двух её альбомов, которые были проданы в количестве 2 000 000 копий! Такое должно было уничтожить карьеру любого рокера, и тем более лидера такой ортодоксальной хард-рок группы как Vatreni Poljubac. Но только не Милича Вукашиновича, который решил возникшую коллизию с настоящим рок-н-ролльным изяществом. Во-первых, всего за два года (где-то с 1982 по 1984) он промотал в пабах и ночных клубах 500 000 марок из гонораров за альбомы Ханки. Полмиллиона немецких марок! А во-вторых, в конце 1981 года в Белграде он записал демо англоязычного альбома под сценическим псевдонимом Митч Валиант и тогда же отвёз записи в Лондон. Всё складывалось как никогда лучше, материал понравился, заключение контракта находилось в финальной стадии. Но именно в тот самый момент на него свалились те самые 500 000 марок от народняков и Миличу очень не хотелось прерывать тот разврат и блуд в который он погрузился в Белграде. И когда главный человек из звукозаписывающей компании назначил ему встречу на 10 утра, а это значило, что ему нужно было встать в 8, Милич просто не поехал. Зачем нужна мировая слава, когда надо вставать в 8 утра?

5) И, конечно же, знаменитый клип, снятый в редком для музыкального клипа жанре софт-порно. В нём сюжет песни перенесён на плёнку с такой прямотой и буквальностью, а усы Милича Вукашиновича настолько магнетичны, что как-то комментировать его просто излишне.

На этом моя апология группе Vatreni Poljubac, лично Миличу Вукашиновичу и песне "Žikino kolo" подошла к концу, но напоследок хотелось бы ещё раз порадоваться за него, ведь мужчина недавно в свои 72 года выпустил мощнейший альбом, который традиционно весь посвящён тому как здорово играть рок-н-ролл, ну и близости с женщинами, конечно.

04. Oliver Mandić & Marina Perazić - Mandarina i banana (1986)

image Click to view



Я обещал что мы ещё встретимся с Мариной Перазич? Обещал. А с Оливером Мандичем? Тоже обещал. Настало время выполнения этих обещаний.

1) К 1986 году Оливер Мандич достиг всего, о чём может мечтать любой профессиональный музыкант. После дебютного "Probaj me" он выпустил два совершенно разных, но одинаково коммерчески успешных альбома. Первый, диско-фанковый "Zbog tebe bih tucao kamen" вышел в 1982-м и стал логическим продолжением предшественника. Как уже говорилось, "Probaj me" и так был сыгран и записан на очень высоком уровне и играли на нём не последние музыканты, но в этот раз Оливер Мандич, звукоинженер Питер МакТаггард и столпы сессионной магии сотворили что-то совершенно запредельное. Послушайте, например, партию баса или гитары в песнях "Sve su seke jebene" или "Smejem se a plakao bih", это же полный, простите, отвал башки... За это прямо ответственны Срджан Миодрагович, который обучался гитаре в лондонской Королевской Академии Музыки и поигравший с самим Джоном Маклафлином, и Ненад Стефанович "Japanac", приложивший руки к басу. Кстати, в тексте помянутой выше "Sve su seke jebene" появляется некто Вук Карадик (произносится именно так), предвосхитивший появление Слободана Милосевика и Нико Беллика из GTA4. Но если появление последних можно объяснить простым игнорированием диакритики за пределами Балкан, то что происходит здесь, да к тому же в 1982 году? Кто знает - напишите в комментариях.

2) Вторым, и последним на сегодняшний день альбомом с оригинальным материалом, стал "Dođe mi da vrisnem tvoje ime", который вышел три года спустя, в 1985-м. Думаю что очень многие назовут его любимым альбомом Мандича, ведь на нём вышли по-настоящему "народные" баллады "Pomagajte Drugovi", "Bobane" и "Dođe Mi Da Vrisnem Tvoje Ime". До этого как-то не приходилось применять эпитет "народный" по отношению к его музыке, которую скорее можно было назвать "модной" или "урбанистической". В этот раз всё было записано по тем же высоким стандартам и даже с бОльшим размахом, стоит лишь посмотреть на список участников записи, в числе которых можно найти и Бору Джорджевича и оркестр народной музыки "Лале". И хотя внешне все достоинства были на прежних местах, не хватало одного - внезапности, отличающей приземление звездолёта от посадки пассажирского лайнера. Не было и той гедонистической радости, которая пропитывала два предыдущих альбома. А та новая аудитория, которая и сделала альбому его колоссальный коммерческий успех, возможно даже не заметила, что те немногие оказавшиеся на альбоме диско-фанк песни, а именно "Fato" и "Kaje, Bre" были лишь плохими копиями прошлых хитов.

3) Тем не менее, всем его поклонникам было ужасно интересно что будет дальше, но дальше он выйдет на сцену в этом десятилетии только один раз - вместе с Мариной Перазич, для промоции хит-сингла «Мандаринка и банан». И этим в каком-то смысле окончательно завершит свою сценическую карьеру. Я не беру в расчёт его эпизодические появления на сцене в последующие 30 с лишним лет. Это уже пост-история, так, кратковременные возвращения из небытия, выставочные матчи известного в прошлом игрока, которые не прибавят ни к его образам ни к его музыке ровном счётом ничего. Собственно все его редкие песни вышедшие после, все эти дуэты с Цецой, с Ксенией Пайчин, с Беби Дол, все эти стерильные меланхоличные поп-баллады, стилистические наследующие хитам из "Dođe mi da vrisnem tvoje ime", уже не содержат в себе никакого гедонизма, никакой энергии, никакого вызова, а о сексуальности речи и вовсе не идёт. Представьте, что вы привыкли есть мраморную говядину - а тут перед вами вывалили сосиски свиные «Деликатесные», состав: мясо птицы механической обвалки, соль, ароматизатор свиной, идентичный натуральному. Возможно такая аналогия кому-то покажется слишком грубой, но такова глубина моей боли. Так что "Мандаринка и банан" это именно тот самый последний раз, когда мы можем наблюдать остаточное сияние того самого Оливера Мандича, которым мы успели восхититься и которого успели полюбить. За период после шоу "Белград ночью" и до выхода на сцену вместе с Мариной он успел примерить несколько новых образов - "рокерский" (чёрная кожаная куртка, рваные джинсы и чёрная фуражка) и "а-ля Бой Джордж" (одноцветные, но сложносочинённые костюмы, китчевые шляпы и обильный макияж), который мы и имеем возможность здесь лицезреть. На гитаре, кстати, играет тот самый Срджан Миодрагович. Не могу удержаться от искушения чтобы не привести текст песни целиком:

"Я как самая красивая мандаринка
маленькая, хорошенькая
самая сладкая мандаринка

Я как самый большой тропический банан
красивый, недавно снятый
тропический банан

Твоя маленькая сладкая мандаринка
такая свежая, хорошенькая и круглая
И большой и длинный банан
теперь они снова два лучших друга

Поверни, переверни меня, ой
ты моя, а я твой"

Я считаю что это, чёрт возьми, просто маленький поп-шедевр.

4) Впрочем, говоря про выставочные матчи и творческое небытие, я погрешил против истины и не упомянул, что было одно небольшое, но очень яркое исключение. И было бы несправедливо о нём умолчать. В середине 91-го начинаются первые серьёзные столкновения в Краине и Восточной Славонии, в ноябре части Сербской добровольческой гвардии занимают Вуковар. А в июле 1991-го Оливер Мандич становится клавишником группы Riblja Čorba. Идея заключалась в том, что материал планируемого прощального альбома под названием "Labudova pesma" будет состоять поровну из песен Боры Джорджевича и Мандича, а после выхода альбома группа отправится в прощальный тур. Осенью они арендовали студию в Вене и записали весь материал, в качестве промо к альбому состоялось выступление на ТВ (с песнями Оливера "Ja i moj brat vodimo rat" и Боры "Kad sam bio mlad") и появилось знаменитое фото, на котором Бора стоит в шайкаче, а Оливер в берете, тёмных очках и кожаной куртке, и оба, естественно, со стволами. Но в процессе финальной записи или продакшена, тут мнения расходятся, оба вдрызг разругались между собой. В итоге Мандич потребовал убрать с альбома все его песни и даже добился решения суда, которое запрещало их выпуск. Но как известно, ни один суд не может запретить их украсть, и на бутлегах можно услышать, например, его песню "Vukovar" с текстом Боры Джорджевича:

"Как-то в октябре
Я шутку "отмочил",
И на фронт
Прямо в Вуковар.

Прошло шесть месяцев,
Я молод и похотлив,
Но нет женщин,
Я не знаю, что мне делать сейчас."

5) Я и представить себе не мог, что в тексте про песню «Мандаринка и банан» придётся цитировать песню «Вуковар», но что ж поделать, таковы зигзаги судьбы. В конце концов альбом Чорбы вышел без половины песен, сама группа передумала распадаться, а Оливер Мандич действительно уехал под Вуковар (а точнее, в Эрдут, где находился штаб СДГ), помогать другу детства и куму Желько Ражнатовичу в вопросах обеспечения фронта. Но проблемы с выпуском в свет коснулись не только песен для Чорбы (которые официально не выйдут видимо никогда, и очень жаль), но и тех, о которых мы говорили в самом начале. "Юготон", владевший правами на большую часть его каталога, и примерно в то же время переименованный в "Croatia Records", с тех пор по понятным причинам принципиально ничего не переиздавал, и если дискогз нам не врёт, то юготоновские альбомы не переизданы и не отреставрированы и поныне, что конечно очень печально. Но хочется верить что это когда-нибудь случится.

Мало кто в течение своей жизни может пройти путь от классического пианиста до шоумена-трансвестита и поп-иконы. А уж путь от шоумена-трансвестита до добровольца-патриота и подавно. Как бы кто к этому не относился. "Нет нигде больше таких людей!" когда-то сказал по схожему поводу Бора Джорджевич, и с ним очень трудно не согласиться.

оливер мандич, югорок, музыка

Previous post Next post
Up