Топ-10 самых сексуальных песен югославского рока. Часть 1.

Mar 12, 2023 15:44

    Примечание: изначально я планировал сделать лишь перевод замечательного материала Петара Костича, но в процессе перевода понял что с выбором песен автора я совсем не согласен, при том что сама идея на мой взгляд отличная. В результате от оригинального текста здесь осталась только вступительная часть (с некоторыми моими дополнениями), а также несколько песен (10,9,8), к которым был написан уже мой комментарий.



Лет 10 назад на портале "Urbana Srbija" появился текст «Великий заговор в YU-роке» неизвестного автора, остроумный мокументари-репортаж о Живане Велисавлевиче, бывшем помощнике начальника Департамента госбезопасности и руководителе операция "Миляцка", в ходе которой Служба Государственной Безопасности завербовала в качестве агентов все самые громкие имена югославского рока. Время сыграло этой истории только на руку, потому что как и во всех по-настоящему успешных мистификациях оригинал оказался утерян. Но интернет, как известно, помнит всё, и сейчас тот выдающийся текст можно найти во многих перепечатках, например вот здесь.

В момент выхода история получила широкую огласку, многие искренне в неё поверили, и кто-то из журналистов на всякий случай проверил перечисленные в статье факты и даже попытался найти тот самый дом в Лоянице близ Шабаца. Но даже те кто не поверил, мне кажется увидели в ней остроумную шпионскую историю, и согласились что анонимный автор это безусловно разбирающийся в теме человек, весьма наслушанный и остроумный. И у которого есть стиль и подача, в отличие от, например, депутата Фёдорова, который несколько лет назад говорил что Цой это агент ЦРУ, за которого писала тексты группа профессоров славистики из Бостона. Поэтому комментировать теории депутата Фёдорова скучно и неинтересно, а читать о провале MI6 при записи англоязычного альбома группы "Divlje Jagode" это гомерически смешно.

Перечитывая недавно эту статью я понял о чём нужно делать очередной топ-10. Дадим слово Живану Велисавлевичу: «Служба государственной безопасности также отвечала за подготовку концептуальных альбомов, которые должны были проигрываться в эфире в случае войны или даже ядерного апокалипсиса. Это так называемые "Альбомы Судного дня", так мы их называли на службе, на них были записаны последние песни в мире, песни, с которыми этот народ должен был пережить ядерную зиму. […] Такие песни в основном были созданы для случая, когда в бункерах после ядерной войны людей надо было стимулировать для продолжения рода. Проигрывание такой песни в эфире при обычных обстоятельствах являлось уголовным преступлением. Эти записи и по сей день хранятся в сейфе начальника SDB». «Велисавлевич не хочет говорить об этих песнях, - говорит автор. Тем не менее, после долгих уговоров, он сказал, что некоторые из них спели Зана Нимани, Аня Рупель и Марина Перазич. Когда мы спросили его, похожи ли эти песни на их более ранние работы, Велисавлевич улыбнулся и лаконично ответил: "Denis & Denis это для детского сада..."»

Вот это я понимаю - концептуальные альбомы! Это вам не "Сказки Топографических Океанов", при всём уважении к последнему. Остаётся лишь догадываться какие песни хранятся в сейфах SDB, но мы можем попытаться составить список похожих песен из того, что у нас есть. Поэтому тема очередного топ-10 - список самых сексуальных песен юго-рока. Конечно, это совершенно субъективный список, как и любой список подобного типа. Следует подчеркнуть, что критерием отбора был не эротизм и присутствие темы секса в тексте, а сексуальность - то есть нечто совершенно субъективное, что чаще всего не поддается никакому определению, - поэтому в списке нет таких песен, как „Skakavac joj zaš’o u rukavac“, „Volim, volim, volim, volim žene“, „Fa-fa-fa“, „Malena“, „Pesma o jednom petlu“, „Sve su seke jebene“, „Prljavi muškarci“, „Pediculis Pubis“, „Što ja volim taj sex“, „U ritmu dlakave guze“, „Bolje soko u ruci nego guska u krevetu“ и многих других отличных песен, которые непременно найдут своё место в работах на тему "Эротизм в югославской рок-поэзии". Поехали!

10. Oktobar 1864 - Želim te (Igra bojama, 1988)

image Click to view



Забыл уточнить, что как и в прошлый раз место в топе не имеет никакого значения, нет никакой привязки к хронологии, стилю и чему либо ещё. Я думаю вы согласитесь что в списке самых сексуальных песен это выглядело бы весьма глупо. Тем не менее какая-то внутренняя драматургия всё же будет присутствовать.
И я не нашел более подходящей вещи чем эта, чтобы открыть список. Заранее соглашусь, что для нашего топ-10 "Želim te" не самый очевидный выбор, но, кажется, это одна из тех песен которая была написана как фон для стриптиза. Фанковый ритм, поп-блюзовое звучание органа и фортепиано, нежный и бархатистый голос Тани Йовичевич, обязательное соло на саксофоне - идеальный саундтрек для стриптиза в полутёмной, может быть, немного прокуренной комнате, где сквозь жалюзи пробивается свет большого города.

9. FIT - Mačka (Uz rijeku, 1988)

image Click to view



Самый большой хит группы FIT из Риеки. Лучшая иллюстрация того факта, что по крайней мере четверть сексуальности песни исходит от вокальной интерпретации. И Давор Лукас фантастически справился с этой задачей. В его голосе можно уловить и неуверенность, и влюбленность, и тот сладкий холодок, когда роковая девушка кружит вокруг него, как кошка. Немеркнущий образец романтического инди-попа, который в наших краях в 90-е играли, например, "Свинцовый туман" и "Мечтать". Но до уровня этого шикарнейшего вокального исполнения они так и не добрались. Очень сложно соревноваться в сексуальности исполнения с группой, названной в честь лака для волос!
Вообще-то FIT начинали как анархо-панк группа, что как раз неудивительно, ведь в Риеке был эпицентр этой движухи. Но в какой-то момент им просто надоело варится в локальной тусовке и они решили сменить стиль, записали демо и отнесли барабанщику ЕКВ, Ивану Фирчи, который в то время как раз в Риеке проходил службу. Он и организовал им запись, а также уговорил Милана Младеновича стать продюсером дебютного альбома. Вот кстати, считается что загребский "Юготон" был прогрессивным лейблом, который подписывал все перспективные группы по всей стране, имел лучшую студию и не боялся рисковать, а белградский ПГП-РТБ был консервативен и считался уделом эстрады и звёзд предпенсионного возраста. Однако "Юготон" не захотел с ними работать и FIT вынужденно поехали в Белград, подписались с ПГП и результатом их обоюдовыгодного сотрудничества стал крайне успешный дебютный альбом. В процессе обсуждения выяснилось, что существовала крайне удобная схема которая всех устраивала - Юготон работал с группами из Сербии, которые в самой Сербии начальство пугали. А ПГП-РТБ работал с такими же группами из Хорватии. И все были довольны.

8. Denis & Denis - Soba 23 (Ja sam lažljiva, 1985)

image Click to view

image Click to view



Мало кто может остаться равнодушным, услышав как Марина Перазич, обладательница самого соблазнительного голоса Югославии (хотя с тех пор претендентов на это звание было не так уж много), поёт:

"Твои глаза как разноцветные тени
Ты - ангел и демон
Твои руки как тёплый летний дождь
Касание скользит вниз к моей талии..."

Если попросить назвать одну югославскую синти-поп группу, то с большой вероятностью ответом будет "Denis & Denis". Не Boa, не Kozmetika, не Jakarta, не кто-нибудь ещё, хотя музыка последних была куда интересней. Я думаю что примерно 90% успеха "Denis & Denis" это многозначительные вздохи и стоны Марины Перазич, а оставшиеся 10% это стиль и визуальные образы, которые для группы сделал Динко Туцакович в фильме-клипе на их музыку. Сложно поверить что впоследствии известный кинокритик, многолетний директор Югославской Кинотеки, соавтор Пуриши Джорджевича, соавтор Живоина Павловича, доснявший за него фильм "Государство мёртвых" когда-то снял чисто музыкальный фильм. В этом снятом за три копейки павильонном sci-fi-мюзикле Марина стала не просто певицей космо-бара, а чистым и холодным светом далёкой звезды, недостижимым и обжигающим идеалом.
Сегодня есть по-настоящему действенный способ этот идеал разрушить - достаточно посмотреть любое выступление Марины последних лет, в которых она поразительно напоминает Ирину Аллегрову. Но мы конечно этого делать не будем, а посмотрим те клипы, после которых руководство Госбезопасности выбрало Марину для записи альбомов Судного Дня. Их будет сразу два, на одну и ту же песню, просто я не смог выбрать лучший. Первый из них - это фрагмент фильма о котором говорилось выше, а второй - выступление на телевидении с ...Драганом Николичем! "Najveca riba i najveci smeker u to vreme u YU, na jednom mestu", как написал анонимный комментатор, и как минимум с частью этого утверждения трудно поспорить.

7. Slađana Milošević - Miki, Miki (Neutralni Design, 1984)

image Click to view

image Click to view



Как вы помните, Живан Велисавлевич обмолвился что несколько песен из "Альбомов Судного дня" спели Зана Нимани, Аня Рупель и Марина Перазич. Про Марину Перазич был прошлый выпуск, и ей будет частично посвящён ещё один. Про Аню Рупель тоже обязательно поговорим. Но сейчас пришло время признаться, что в нашем топ-10 песен Заны Нимани не будет. Многочасовой постапокалиптический плэйлист мог себе их позволить, но в нашем списке конкуренция слишком высока. А "Dodirni mi kolena" во всех смыслах бесконечно далека от песни "Miki, Miki" Сладжаны Милошевич, да и от многих других её песен.
Музыку и текст этой песни Сладжана Милошевич написала сама. А клип представляет собой римейк клипа Оливии Ньютон-Джон на песню "Physical", но с югославским колоритом. Например, муж героини смотрит по ТВ выступления Джордже Марьяновича, а красавчик Мики просто невероятно похож на Митча Бьюкеннона из сериала "Спасатели Малибу" который снимут только в следующем десятилетии. Того посыла, который недвусмысленно считывается из клипа, в тексте песни нет, но всё же - почему Мики, такой красивый, сильный и большой, счастливее всего тогда, когда он один и поднимает тяжести? Почему бы ему не поцеловать её и крепко обнять за талию? И героиня песни так просит и молит об этом в припеве, что это заслуживает любого места в топе. Тут не просто "сделай сэндвич, свари кофе и прикоснись к моим коленям", тут целая драма. Очень рекомендую так же оценить и концертную версию песни, записанную спустя 30 с лишним лет, где Сладжана играет отличные соло на гитаре.
Рассказать в одном абзаце кто же такая Сладжана Милошевич и в чём её настоящее величие невозможно при всём желании. И бесконечные сравнения её с кем-либо ещё, от Милен Фармер до Жанны Хасановны Агузаровой ничего в этом смысле не прибавят. Однако в прошлом топе прог-рок-эпиков второстепенным сюжетом проходила линия развития югославской индустрии звукозаписи и музыкального издательства, и сейчас подходящий случай немного дополнить эту историю. Осенью 1974 года на пороге PGP появилась девятнадцатилетняя девушка из Белграда с предложением крупнейшему лейблу СФРЮ издать её первый сингл, в который она безгранично верила. Ей отказали с объяснением что денег на издание нет. Три года спустя она пришла в PGP с предложением, от которого они уже не смогли отказаться. Она сказала что сама выкупит весь тираж сингла, поставила сумку с деньгами на стол и сказала: «Теперь у вас нет причин мне отказывать». Летом 1977 года были выпущены песни "Au, au" и "Upali svetlo", они стали хитами, тираж сингла достиг 87 000 экземпляров. И как ей после этого не восхищаться?

6. Oliver Mandić - Beograd noću (TV, 1981) / Probaj Me (1981)

image Click to view



Изначально задумывая этот топ, я точно знал что в нём будет Оливер Мандич, а сейчас даже думаю что ради него всё и затевалось. Я долго выбирал между хитами "Probaj Me", "Nije za nju", "Ljuljaj me nežno", "Moja Draga Voli Kurosavu" и фанк-шедевром "Da, on je mali" ("Да, он маленький") с самоуверенным припевом "Да, он маленький/Но не так уж и плох/Да, он маленький/Ты хочешь ещё". Выбирал пока не понял, что выбрать никогда не смогу и надо писать о шоу "Beograd noću", которое превращает все перечисленные песни в одно ослепительное целое, пусть даже это и не совсем вписывается в выбранный нами формат. Причина такого решения мне кажется вполне очевидна - представить себе альбом "Probaj me" и все его главные хиты в отрыве от их визуального представления сейчас просто невозможно. Более того, появление "Beograd noću" и его эстетика отодвинули собственно музыкальные достоинства альбома на второй план, а между тем это настоящий образец чувственного, неописуемо элегантного и превосходно сыгранного соул-фанка, который установивил максимально высокие стандарты качества для югославской поп-музыки. Выстрелил бы это альбом сам по себе? Может быть, а может и нет. Уверенно можно сказать лишь то, что именно программа "Белград ночью", вышедшая в эфир 1 февраля 1981 года, добавила этим песням другое изменение и вывела Оливера Мандича в ранг суперзвезды. Для тех кто ещё пока не готов погрузится в атмосферу чистейшего визуального гедонизма и гендерно-ненормированного диско на все 55 минут, есть экспресс-версия в виде фрагмента шоу с песней "Probaj Me" которая может дать определённое представление о происходящем. Если вы ждали предупреждения о побочных последствиях и необратимых эффектах, то считайте что это оно.

Начать надо пожалуй с того факта, что Оливер Мандич 15 лет занимался классической музыкой и в конце 60-х считался одним из лучших пианистов Югославии. Что произошло в 1969 году нам остаётся только догадываться, может к нему в руки попала дебютная пластинка Студжис, а может второй альбом Дэвида Боуи или ещё что-то, мы никогда этого не узнаем, но именно тогда, по его словам, он вдруг понял что провёл полтора десятилетия, играя то, что написал кто-то другой и что одновременно со ним играли триста тысяч человек по всему миру. Этого для него стало недостаточно. Он бросил классику и начал карьеру студийного и сессионного музыканта. Но и это было не тем что нужно, и в какой-то момент он понял что пришло время для самостоятельных работ. Однако его самостоятельные работы при всём своём профессионализме имели успех весьма средний. Всё изменилось в начале 80-х, когда мир стоял на пороге эпохи видео, и именно тогда вокруг Мандича собрались люди с одинаковыми идеями - сценарист, дизайнер и концептуальный художник Коста Бунушевац и телевизионный режиссёр Станко Црнобрня. Мандичу был нужен новый визуальный образ и промо нового альбома, Бунушевац хотел выйти из полуподпольной среды на более широкую аудиторию, а Црнобрня уже давно искал проект, в котором смог бы раскрыть весь потенциал телевидения как идеального синтетического искусства, сочетающее видео-арт, коллажи, графику и технику фотографии.

Все трое к тому времени накопили достаточно опыта и творческого заряда и были готовы к тому чтобы выполнить крайне амбициозную задачу - создать нечто, что превзойдёт все телевизионные музыкальные программы. И не только в Югославии, но и по всей Европе. Напомню, что телеканал MTV начнёт вещание только в конце 1981 года и только в Америке, а формат музыкального видео в его современном представлении находился в зачаточном состоянии. И уж конечно никто не делал длинные музыкальные видео. Так что практически во всём эта работа была абсолютно новаторской, и не будет преувеличением сказать что "Beograd noću" стал одним из первых подобных видеопроектов в Европе. Рассказываемая в шоу история повествует о герое, которого бросила его девушка, стюардесса, ради местного гуру (задвигающего темы про "оргиальные программы" и "объединённую энергию мужчины и женщины для межгалактических путешествий"). Герой (конечно же Оливер Мандич) пытается покончить с собой, прыгнув в бассейн. В этот момент, между жизнью и смертью, он переживает психоделическое видеопутешествие, которое, по сути, является отражением той фантастической атмосферы что ощущалась в тогдашнем Белграде (этот сюжетный ход, кстати, позже частично позаимствовал фильм "Рокетмэн").

Ничего не подозревающие зрители, а особенно те, у кого был цветной телевизор, вечером 1 февраля 1981 года сразу телепортировались в поп-культурную красочность андрогинных 1980-х. Огромное количество видеоэффектов, экспериментальная игра с цветами, контрастами и монтажом, в то время как на сцене Мандич и многочисленные статисты меняют костюмы даже не от клипа к клипу, а от кадра к кадру! И вся эта телевизионная феерия выполнена в маргинальной кэмп-эстетике, на что не решались в то время даже самые либеральные европейские телекомпании. Думаю что нет смысла говорить о том, что выход шоу произвёл оглушительный эффект и для многих стал культурным и эстетическим шоком. Появление на экране "размалёванного и разодетого как женщина этого трансвеститного Мандича" вызывало бурную реакцию: от возмущения (в книге "Leksikon YU Mitologije" описывается случай когда мужчина во время программы полностью разломал телевизор, хотя копил на него много лет), до улыбки и обожания ( замечательная история про дедушку Милована или история с записью песни "Moja Draga Voli Kurosavu" на обе стороны кассеты для её непрерывного прослушивания, которую поведали в комментариях к клипу на ютубе). Для всех авторов выход шоу стал поворотным моментом их карьеры, а также необратимо изменил сознание смотревших его зрителей и историю югославского телевидения.

На этом рассказ о программе "Белград ночью" подходит к концу, но с Оливером Мандичем мы не прощаемся, ведь обойти вниманием его следующее перевоплощение и озорные тексты Марины Туцакович было бы непростительным.

p.s. К сожалению, ни на ютуб, ни на рутюб залить видео этого шоу залить нельзя, т.к. его сразу рубят из-за авторских прав, так что можно либо посмотреть его на vimeo (через vpn), либо скачать по ссылке - https://disk.yandex.ru/i/Dr7kmQJnPsuSuA

оливер мандич, югорок, музыка

Previous post Next post
Up