Каждый год у меня появляется желание написать большой пост о таком культурном феномене как югославские all-female группы. От белградских "Sanjalice" ("Фантазёрок"), игравших в 60-х бит и саншайн-поп, до адски крутых словенок из "Tožibabe" занимавшихся в 80-е сырым трёхаккордовым рубиловом. Но не хватает у меня духу это сделать. И желания, признаться, тоже не хватает. Ну и Бог с ними. Я лучше расскажу про Анну Игнатьевну. Но про Анну Игнатьевну рассказать не так-то просто. Во-первых, я о ней почти ничего не знаю, а во-вторых, я сейчас упал со стула и забыл, о чем собирался рассказывать. Расскажу лучше про прекрасных девушек из группы "Boye", да и то, только про одну их песню.
Хотя нет, пожалуй я сначала расскажу про песню "Let it be" других авторов. У меня была в детстве кассета, на которой было записано две версии этой песни - альбомная и сингловая. На первой присутствует партия на электрооргане и божественной красоты бэк-вокалы, а на сингловой версии нет ни того ни другого, однако на ней присутствует божественной красоты харрисоновская гитарная партия, которой опять же нет на первой версии. Долгое время мне было очень досадно что так вышло. Но сейчас я понимаю что это было сделано специально. Чтобы мир не рухнул от такой концентрации красоты наверное иногда приходится поступать именно так.
С песней "DOSTA! DOSTA! DOSTA!" ("Хватит! Хватит! Хватит!") вышел забавный случай, о котором я и хочу рассказать. Случай вполне обыкновенный, но все же забавный. Маша, Биляна, Ясна и Лиляна записали несколько версий этой песни, изменяя музыку, текст, музыкантов и даже название, и каждая следующая версия каждый раз была хороша по-своему. Начать пожалуй стоит с 1985-го года.
В 1985-м в Загребе "Boye" записали свой первый альбом, который однако не был выпущен, т.к. лейбл посчитал что "группы гитаристов выходят из моды" время новой волны прошло и надо играть электропоп. На различных демо-записях и вышедшем значительно позже альбоме с ранним материалом песня присутствует с очень подходящим ей названием «Микромир». Она гораздо менее радиоформатна чем в cвоих последующих инкарнациях, и "интровертна". Её продюсировал теперешний спутник жизни вокалистки и клавишницы группы Ясны, а тогда всего лишь вокалист и основатель новисадской "La Strada" Слободан Тишма. Аранжировка и атмосфера напоминают поздний Paraf, синтезатор ведёт основную линию мелодии, а текст пока ещё лишён своей будущей схематичности и повторяемости. Она короче. И самобытней.
Click to view
Через 3 года, когда дела у группы окончательно запутываются, а выход первого альбома постоянно откладывается, дело в свои руки взял Душан "Койя" Койич, подписавшийся под его продюсирование. Как человек не признающий полутонов, он сходу выкинул все синтезаторы, выдвинул бас на первый план, накрутил темп, задисторшил все гитары, навставлял скретчей и переписал текст так, что тот стал уже больше походить на текст самого Койи. Собственно он сделал это не только с этой песней, а полностью с первыми двумя альбомами группы, превратив их в женский спин-офф своей "Дисциплины". Но уж лучше мы не будем о них больше говорить. В результате таких изысков получилась радикально "экстравертная" версия песни, с хлёстким звуком, не прыгать и не кричать под которую невозможно. Ну во всяком случае у меня не получается.
Click to view
Вот и все.