еще по Гюйсу...

Apr 06, 2021 00:29

I. я был бы не я, если б не попытался копнуть еще дальше мотивчик горы с ашмолеанской композиции и композиций предполагаемого Гюйса... и нашел в базе Friedländer 3.0 сразу три картинки, где просматриваются мотивы композиций Гюйса (два Антония и один Христофор)... а на одной из этих картинок обнаружилась искомая гора...
прикол заключается в том, что на сайте датабазы картинки размещены в микроскопическом размере, и рассмотреть там что-либо трудновато... тем не менее, гору я опознал, и видно, что там довольно свободная вариация на тему этой горы, так что, вероятно, это какая-то более поздняя композиция, чем Инферно из Прадо и тем более, Антоний Masaveu...

послал запрос на базу, нельзя ли получить более крупные изображения (они, к тому же, ч-б), но пока ответа нет... на основной странице у них написано, что база пока "даун", но когда они закончат все работы, то там будет просто ух... значит ли это, что будут выложены в доступ крупные картинки, непонятно... не откажу себе в удовольствии выложить бирочку Антония с вариантом вышеупомянутой горы - не одному же мне наслаждаться и изыскивать мотивы среди этой прекрасной репродукции...



II. стал сравнивать Инферно из Прадо с гюйсовским Антонием 1577 г... довольно легко найти сразу несколько общих мотивчиков - не в крупном, а некоторых деталях, но это как раз и характерно. Самый крупный - дерево со шлемом на верхушке и змеёй, свисающей с ветки (см. сравнение на илл. 1).

1.


помельче - на Инферно есть некая пика с нанизанной типа жабкой с растопыреными лапками... такая жабка имеется на вымпеле у трубача в Антонии, но в Антонии же есть пика с нанизанной типа тоже жабкой (см. сравнение 2)... т.е. мотив несколько разнесен, но несомненно имеется как вариация.

2.


еще есть и на Инферно, и на Антонии одинокая конусообразная штуковина, которую не знаю, как определить (см. сравнение 3)... она напоминает подобный арбалет из Антверп. скетчбука и вообще имеется даже у Мандейна в Антонии (там, скорее, как пушка)... но здесь она редуцированная - без обслуживающего персонала и несколько уменьшенная в обоих случаях.

3.


есть еще схожие мелочи, но хватит пока... главное, что получается так: и Антоний 1577 года, и Инферно частично цитируют Антония Masaveu, при этом имея и некоторые схожие непосредственно между собой мотивчики... это еще больше укрепляет меня в убеждении, что автор Инферно - Питер Гюйс...

III. в статье Bosch's Cripples and Drawings by His Imitators (Erwin Pokorny, 2003), где автор пишет в т.ч. и о втором ашмолеанском рисунке (который со св. Мартином и калеками), упоминается, что фантастич. фонтан со скульптурами на вершине заимствован из композиции "Изгнание торгующих из Храма" послед. Босха... в статье не упомянуто, из какого именно варианта этой композиции заимствован мотив, но ведь существует четыре известные версии этой композиции... две из них выполнены в духе Питера Брейгеля, и Фридлендер даже считал, что одна из версий - собственно Брейгель (Старший)... сейчас эту атрибуцию отвергли, но не суть... важно, что есть версия, хранящаяся в Глазго, которая весьма отличается от прочих...

прежде всего, отличается форматом - она вертикальная, тогда как три остальные - горизонтальные... и она написана совсем в другой манере, и на ней целый ряд босхианских мотивов, которых нет на остальных версиях, и у нее совсем другой задний план ("верхний регистр")...

занятно, что дендрохронология версии Глазго не удалась, потому как в 80-х, когда картину реставрировали, что-то намудрили с доской, и теперь дендрохронологич. анализ крайне затруднен или совсем невозможен...

но мне интересно, прежде всего, что именно из версии Глазго, очевидно, заимствован фонтан для ашмолеанского рисунка с Мартином. (см. сравнение 4)... иконография почти точно повторена на рисунке (или на картине - трудно сказать, что чему предшествует)... иконография на трех остальных версиях заметно отличается деталями...

4.


но что еще интересно - что фантастич. город на заднем плане основан на подобном городе из "Поклонения волхвов" Босха, но кто у нас еще заимствовал этот город? это Питер Гюйс - см., например, "Антония" 1547 г. из Лувра (см. сравн. 5 - Босх, Гюйс, "Изгнание Глазго")

5.


еще интересно, что фантастич. гора слева на версии Глазго имеет основой гору с левой створки "Сада земных наслаждений" Босха - это вариация на тему (см. сравнен. 6)... но мы уже видели аналогичную вариацию на тему другой горы - из "Воза сена" - это наше Инферно из Прадо, или же Антоний Masaveu, или же - второй ашмолеанский рисунок...

6.


тут не может не прийти на ум мысль, что и "Изгнание торгующих" версии Глазго принадлежит тоже Питеру Гюйсу... если внимательно рассматривать картину, то можно обнаружить, помимо самой манеры письма, некоторые сходства... скажем, фантастич. храм покрыт какой-то то ли черепицей, то ли чешуей... и вот подобное чешуйчатое покрытие имеется на рогожке в Инферно из Прадо, и похожая чешуйчатая "кожура" - на переднем плане в гюйсовском Антонии 1577 г. (см. сравн. 7 - "Изгнание"\Антоний 1577\Инферно)

7.


или взять белесый "веер" внутри полумесяца на вершине храма - он, практически такой же, имеется на Инферно, только в другом применении - как некий декор, торчащий из-за персонажа, засунувшего голову в мешок на переднем плане Инферно (см. сравн. 8)... вообще всякие белесые крапинки, ниточки и т.п. - довольно характерная примета у Гюйса.

8.


и еще один весьма заметный мотив - на заднем плане мостик через речку, на которой всадник и еще кто-то, а впереди бредет человечек... это мотив из триптиха Антония Босха, если брать первоисточник, но там он несколько другой - бредущая фигурка ближе к переднему всаднику, и характерен излом бортиков мостика...

у Гюйса в Антонии 1577 г. есть этот мотив, и там фигурка несколько дальше от всадника - на спуске мостика, и сглажен излом бортиков, и аналогичный мотив имеется на "Изгнании Торгующих" - тоже сглаженный излом бортиков и бредущая отдельно фигурка на спуске... т.е. иконография "Изгнания" здесь ближе Гюйсу, чем Босху (см. сравн. 9 - Босх\"Изгнание"\Антоний 1577).

9.


очень напоминает Гюйса и тяжеловатый колорит - от голубоватого на горизонте до коричнево-желтых и даже красноватых земляных тонов на переднем плане. Я бы сказал, что это вполне в духе Гюйса 60-70-х гг.

не скажу на 100%, но процентов на 75 мне кажется, что это "Изгнание торгующих" - еще один Гюйс... и тогда заимствование мотивов легко объяснимо - и Инферно, и Антоний 1577 г., и ашмолеанский рисунок со св. Мартином, и вот это "Изгнание" - работы одного художника, который повторял некоторые мотивы в разных картинах на разные сюжеты (версию "Изгнания торгующих" из Глазго целиком см. на последней, 10-й иллюстрации).

почему бы и нет? в таком случае, возможно, мы имеем дело с целым рядом работ Гюйса, которые ему не атрибутируются, но из анализа мотивов можно выдвинуть предположение о принадлежности именно ему этого круга работ.

10. картинка раскрывается крупно, если открыть в отдельном окне.


Upd. верхушка "Храма", кстати, в "Изгнании торгующих" сделана тоже по модели с левой (райской) створки "Сада земных наслаждений" Босха:


pieter huys, Антоний

Previous post Next post
Up