хех... все-таки как был прав Декарт насчет составления наиболее полных перечней... снова стал проглядывать изображения на jeroenboschplaza, прям тотально все подряд, и вот еще одно маленькое открытие...
обнаружился рисунок "Св. Мартин c нищими и калеками" неизв. последователя Босха - сюжет вроде бы далекий от Антония или инфернальных сцен... тем не менее, на этом рисунке обнаружилась снова та самая гора из Антония коллекции Masaveu и Инферно из Прадо... см. илл. 1.
1
что самое занятное - этот рисунок, как и набросок композиции Masaveu, хранится все в том же Ашмолеанском музее в Оксфорде... т.е. получается, что связь между ними не прямая, а посредством этой горы, которая имеется только на живописной версии Masaveu... в Ашмолеанском музее датируют этого Мартина между 1560 и 1580 гг.
если сравнивать все три горы, то обнаруживается, что художник наброска со св. Мартином знал и гору версии Masaveu, и гору версии Инферно из Прадо... см. илл. 2 и 3 - я помещаю сравнения Мартина с обеими другими версиями, и обвел красным те фрагменты, которые несомненно общие - в одном случае с версией Masaveu, а в другом - с Инферно... т.е. эти мотивчики различаются на живописных работах, а вот на рисунке с Мартином они включены и оттуда, и оттуда...
2
3
это наводит на размышления... то ли была еще какая-то версия, где уже были совмещены эти детали, и наш рисовальщик просто скопировал, либо он просто знал обе картины... есть вариант, что он, скажем, был тем же художником, который писал Инферно, но знал, как источник, композицию Masaveu, и в этом наброске вернулся к некоторым ее мотивам - в качестве вариации... или напротив, этот набросок даже раньше Инферно, а там художник уже изменил дальнейшим образом детали, в сторону еще большего отхода от версии Masaveu...
т.е. цепочку можно представить, например, так: версия Masaveu - (Мартин - Инферно) - в скобках работы одного автора... я предполагаю, что Инферно писал Гюйс, так что может быть, что и автор рисунка с Мартином - Питер Гюйс (Pieter Huys)... на эту мысль наводят еще некоторые подробности наброска - и это снова гора, только уже не справа, а в левом верхнем углу... фигурка в характерной позе, забирающаяся на дерево (?), растущее на горе, имеется именно у Питера Гюйса на подписанном св. Христофоре из Винтертура (ок. 1560)... причем если представить, что на рисунке с Мартином - зеркальное отражение, то даже профиль этой горы напоминает левую часть горы у Христофора... и такова же иконография фигурки, и само сочетание мотивов - дерево на горе с лазуном (в композициях с Антонием первой четверти 16 в. такое дерево имеется, как протограф, но без горы)... сравнение этих мотивов из рисунка с Мартином и Христофора Гюйса см. на илл. 4...
4
все это в совокупности, повторюсь, наводит на мысль, что автор рисунка - тоже Гюйс, как и Инферно из Прадо. Надо сказать, что другие части этой композиции восходят к штудиям калек послед. Босха, к гравюре с Мартином, изданной Иер. Коком, и даже к "Несению Креста" мастерской Босха, т.е. художник комбинирует мотивы сразу нескольких композиций...
это тоже характерно для Гюйса, и вполне возможно, что для композиции со св. Мартином он воспользовался и мотивами, которые уже были в его собственных других композициях - Христофоре и Инферно... фантастическая гора же была известна ему из композиции Masaveu... там она ближе к первоисточнику - горе с Воза сена Босха... нельзя исключать и возможность, что Гюйс вообще был автором этого мотива - трудно представить, насколько тесно и как именно происходило общение мастеров в Антверпене - ведь он мог поделиться и своим каким-то наброском с собратом-художником, создающим композицию со св. Антонием, тем более что Гюйс был спец по Антониям, а художник мог работать в его мастерской...
как бы то ни было, знаменательно, что наброски, казалось бы не связанные между собой, но хранящиеся в одном музее, на самом деле связаны посредством отдельного мотива через композиции, хранящиеся в других местах...