1) хех, вот сколько не смотри детали у Босха, а все мало... понятно было про гору из Антония Masaveu, что это комбинация из босховских фантастич. гор - я смотрел на триптихе отшельников у Иеронима или у Иоанна Крестителя... думал также в сторону Иеронима на триптихе Иова... а наклонную платформу с круглым отверстием возводил к Страшному Суду венскому...
но оказалось, что есть несомненный прототип на Возе сена - справа от воза на центральной панели триптиха... совершенно точно, что именно эта гора послужила основой идеи, а на нее уже художник Masaveu навернул дополнительные комбинации... сравнение см. на илл. 1 (Босх - Masaveu - Инферно из Прадо)... и из такой линии вплоть до Инферно из Прадо, о котором недавно писал, становится видно, что эта версия Инферно - более поздняя, нежели ашмолеанская композиция Masaveu, потому что там эта основная идея Босха уже изменена, тогда как на версии Masaveu она еще сохраняет основные главные элементы мотива...
это еще одно подтверждение, что скорее всего ашмолеанская композиция относится к 50-м годам, потому что более позднее Инферно - не ранее 1561, вероятно - ок. 1565, а эта композиция ему предшествует...
2) интересно, как художник зальцбургского Антония (из соборного музея - эта картина (см. илл. 2) в значительной мере является источником для ашмолеанской композиции) комбинирует мотивы из разных Антониев Босха, но и не только из Антониев, но и с того же Воза сена... например, явно с Воза взят музыкант с чем-то вроде цинка в руках - его иконография явно происходит от волынщика в нижнем регистре Воза (и местоположение аналогичное) - см. илл. 3.
Милующаяся парочка у стола, вероятно, тоже навеяна Возом сена - там похожая по идее парочка (но несколько иная по иконографии) есть в группе персонажей, расположившихся на вершине воза (стоят и обнимаются в кустах) - см. илл. 4
(картинку можно развернуть крупнее)
Но главный источник все же Антоний, только зальцбургский художник комбинирует мотивы босховского триптиха с Антонием и триптиха Иова - фигура молящегося у алтаря Антония явно взята у Иова - см. илл.5 (а вот круглый стол и часть персонажей вокруг - из триптиха Антония, своеобразная комбинация двух мотивов), да и шалашик с рогожками - тоже мотив из Иова, но кроме центрального мотива, из Иова заимствован частично архитектурный пейзаж на заднем плане... если башни с огнем и полуразрушенные стены справа этой архитектуры взяты, видимо, из триптиха Антония (мотив центральной архитектурной группы), то улица из домов - это как раз мотив бэкграунда Антония из Иова... см. илл. 6. Трудно сказать, откуда взял полуразрушенную башню слева зальцбургский художник - м.б., даже из босховского Христофора.
3) мотив рыбы на дереве из зальцбургской композиции тоже заслуживает внимания... у Босха в Антонии (триптих) много летающих рыб, и возможно, рыба на корабле в верхнем регистре левой панели послужила какой-то идеей для рыбы на дереве (там тоже комбинация рыбы и корабля)... но иконографическим источником для самой рыбины послужил, видимо, мотив из рисунка с адским пейзажем мастерской Босха из дрезденского Kupferstich-Kabinett (см. илл. 7 - сравнение мотивов)...
4) еще отмечу на зальцбургской композиции традиционный мотив порки (справа внизу) - здесь он, видимо, имеет непосредственное отношение к рисунку Босха с ведьмой, замахнувшейся на несчастного лютней...