Nov 21, 2015 12:44
Сингэн, хогэн - сочувствующий взгляд.
При всех своих преимуществах эгэн далёк от совершенства. Хотя наблюдатель и получает полное, ничем не замутнённое, безупречное представление о ситуации, её причинах и возможных последствиях, вплоть до глубинных мотивов вовлечённых в неё людей, этот уровень зрения можно назвать "беспристрастно объективным".
Следующий уровень зрения, сингэн, добавляет самое основное составляющее: сочувствие. Сочувстиве - это та искра, котороая побуждает самурая придпринимать в сложившемся положении единственно верное дейстиве. Он видит событие не просто с точки зрения того, как оно может сказаться на нём самом, но и какой эффект оно будет иметь на окружающих. Более того, он видит его, понимая и чувствуя так, как понимают и чувствуют его все затронутые им люди, так что последующее действие самурая будет направлено не во благо себе, но во благо всего общества.
Самурай не смотрит на чувства, действия и стремления людей как на "правильные" и "неправильные". Поэтому его суждения не затуманены необходимостью доказывать свою правоту. Не приходится ему также и преодолевать естественные колебания обывателя, чтобы признаться в том, что ошибся. Вместо этого самурай озабочен лишь тем, что имеет большую ценность. Так, в споре самурай воспринимает чужие точки зрениятолько как альтернаттивы и может, используя сингэн, увидеть те альтернативы, которые представляют наибольшую ценность для общества, причем не зависимо от того, согласен он с ними или нет. Кроме того, при подобном подходе гораздо проще убедить окружающих принять наилучшее решение.
Оценка самурая также принимает во внимание незыблемые законы природы. Он понимает принципы причины и следствия и то, что ими могут побуждаться даже ошибочные действия. В силу этого обстоятельства сингэн часто называют хогэн. Хогэн буквально переводится как "законное зрение", однако оно вовсе не подразумевает общечеловеческих законов. Точнее было бы, пожалуй, сказать "универсальная перспектива" в смысле обладанием равным сочувствием к каждому человеку в мире, действующем по естественному распорядку, который никогда не меняется, но в который вы можете при желании вмешаться. Именно с этих позиций нейтралитета и сочувствия самурай старается взирать на мир, чтобы действовать наиболее полезным образом.
Можно сказать, что самурай стремиться "видеть сердцем". Занятие боевым искусством, развивает глубокое, постоянное сочувствие к людям, а жизненный опыт учит пониманию неизменных сил природы, определяющих хаорактеры людей и событий. По мере занятий и накопления опыта мы постепенно переходим с уровня никугэн на уровень сингэн.
Чтобы проще представить себе разницу - и последствия этой разниицы - между никугэн, тэнгэн, эгэн и сингэн, возьмём простой пример из повседневной жизни.
Вы опаздываете на важную деловую встречу, садитесь за руль, вылетаете на шоссе...и попадаете в пробку.
Никугэн позволяет вам увидеть, что вы опаздаете на встречу, причем надолго, и произведете удручающее впечатление. В итоге вы нервно сигналите, жмёте на газ, лавируете в плотном потоке машин, перестраиваясь из ряда в ряд, одним словом, пытаетесь выкроить пару лишних минут.
Если вы достигли уровня тэнгэн, то понимаете, что подобное поведение на шоссе неминуемо повлечёт за собой в лучшем случае штраф. Вы поубавите свой пыл, но, скорее всего, просто постараетесь ехать поаккуратнее, то и дело поглядывая в зеркало, не появились ли гаишники. Вашим главным желание по прежнему будет стремление съэкономить время и как можно меньше опаздать.
Эгэн не позволит стремлению произвести хорошее впечатление повлиять на вашу рассудительность. Вы осознаете, что езда с нарушением правил не только чревата штрафом, но и опасна, как для вас, так и для окружающих, которые, кстати, имеют на дороге те же права, что и вы. Более того, вы сообразите, что люди, с которыми у вас назначена встреча, тоже могут застрять в той же пробке.
Если же вы самурай, то уже сидите в переговорной и поджидаете остальных. Воспользовавшись хогэн. вы поняли, что на шоссе может возникнуть затор, и потому выехали на встречу заблаговременно. Таким образом, если вы и попадёте в пробку, то приедете вовремя. Если дорога будет свободна, чтож, вы приедете раньше. Вы также сознаёте, что, приехав первым, заставите остальных чувствовать себя обязанными, то есть получите важное психологическое преимущество на переговорах.
Исторический пример сингэн можно почерпнуть из деяний одного из величайших военачальников Японии, Такеда Сингэна, чья жизнь иллюстрирует многие принципы занятий боевыми искуствами.
Во воремена Такеда жил один превосходный тактик и воин по имени Ямамото Кансукэ. В отличиии от доблести Ямамото, которую нельзя было сразу увидеть невооруженным глазом (никугэн), его внешнее уродство, напротив, было очевидно. Многочисленные сражения оставили его с одним глазом, изувеченной ногой и изуродованным пальцем, что дополнялось его и без того непревликательным лицом. Одному из соперников Такеда, Имагава Ёсимото, хватило беглого взглда на Ямамото, чтобы с порога отказать ему в должности командующего.
Такеда, обладавший сингэн, напротив, быстро разглядел под неблаговидной личиной Ямамото силу его характера и знание тактики. аакеда немедленно сделал Ямамото одним из своих 24-х тайсё (генералов). Ямамото не только добился для Такеда множества блестящих побед, но как человек, который превозмог серьёзный физический недостаток, особенно по меркам того времени, стал настоящим кумиром для остальных командующих Такеда.
Принципы БИ,
Боевые искусства