В последние дни в связи с 70-летием нападения Гитлера на СССР было много публикаций о начале войны. Под их влиянием начал перечитывать отцовские воспоминания и нашел там рассказ о том, что происходило в Красной Армии примерно за полтора года до этого. Мне показалось, что этот отрывок стоит опубликовать в ЖЖ, но эта публикация требует некоторых
(
Read more... )
Правда по отдельным эпизодам остались темные пятна. Например, что было после того, как их погрузили на Белорусском вокзале в сентябре 1939 года? Куда повезли? Как они опять оказались в Москве?
Да и интерпретация "событий в Польше" мне представляется довольно наивной. Неужели тогда в газетах не писали об этом, чтобы даже комиссар части ничего не знал о том, зачем происходит срочная мобилизация и что происходит в мире? Никаких сражений с немцами в Польше не было. Польшу нацистская Германия и СССР аккуратно поделили в четком соответствии с договором Молотова-Риббентропа, который был подписан в августе 1939 года. А после захвата Польши в Бресте даже проходил совместный парад советско-германских войск. Потом Красная Армия захватила три республики в Прибалтике, Бессарабию, Западную Украину и напала на Финляндию. Так что начало нашего участия во Второй мировой войне следует датировать 17 сентября 1939 года, а вовсе не 22 июня 1941 года (что нам всем в башку десятилетиями вбивала пропаганда, пытаясь изобразить из Сталина мирного невинного ягненочка), когда Гитлер напал на территории, оккупированные Красной Армией в 1939 году.
Особенно ценна в воспоминаниях вашего отца картина реальной боеспособности армии, которую даже крошечная армия Финляндии сумела разгромить на голову. Полагаю, такое хаотическое состояние армии и чрезвычайно низкая (мягко выражаясь) подготовка бойцов оказались результатом того, что весь командный состав Красной Армии Сталин уничтожил в 1937-1939 годах. Поэтому-то и призвали вашего отца из института комиссаром в эту бестолковую армию, которая полегла почти полностью зимой 1940 года. Ему (и вам) очень повезло, что его вернули с границы в Москву. Иначе, я подозреваю, Юрий Александрович, мы не имели бы счастья с вами общаться.
Reply
Интерпретация событий, действительно, иногда выглядит весьма наивной. Но исправлять я ничего не стал, для меня воспоминания отца - это документ из того времени со всеми его минусами и плюсами. Подозреваю, правда, что иногда в его трактовках событий проявлялась и приобретенная за долгие годы осторожность в высказываниях. Когда он писал свои записки, перестройка только еще начиналась.
Что касается отправки эшелонов с Белорусского вокзала, то они, видимо, отправлялись к польской границе, но официально об этом не сообщалось. Я так понимаю, что отца, его командира, да и других таких же как они пригласили в тот раз на вокзал как на учебу, чтобы продемонстрировать, как производится посадка каких-то войск в эшелон. Так что из Москвы они в тот раз не уезжали. А о конечном пункте маршрута им говорили, что эшелон пойдет "по назначению". Собственно, при отправлении эшелонов к финской границе тоже ведь не говорили на вокзале, куда повезут.
И, конечно, согласен с Вами, что и отцу, и мне очень повезло, что ему не пришлось воевать. Тут свою роль сыграло и его фанатичное стремление закончить вуз, помешавшее ему согласиться на престижную в то время должность комиссара танкового батальона. Ему нравилась армия, он под конец жизни не раз говорил: "Зря я тогда отказался!" - "Если бы пошел тогда в армию, почти наверняка погиб бы"- возражал я ему. "Ну, и погиб бы - что же делать, на то и война".
Буду понемногу публиковать отцовские записки - там очень много интересного. Кстати, про события 16 октября 1941 г. в Москве я уже опубликовал отрывок в ЖЖ: "Записки отца: 16 октября 1941 года".
Reply
Reply
Leave a comment