Если и есть во второй мировой свой год великого перелома, то это, конечно, сорок третий. И в плакатах этот перелом вполне отражается. В плакатах
сорок первого мрачные солдаты защищают города, а затем с веселыми лицами идут бить врага. Сегодня сорок первый год - синоним катастрофы, но с точки зрения плакатной истории он наименее выразителен. О том, что стоит на весах и что совершается ныне, страна узнает в следующем, сорок втором - и
плакаты сорок второго в полной мере отразили шок и ужас людей, которые, наконец, поняли, что с ними не воюют, что их - истребляют.
В плакатах сорок третьего поразительным образом сливаются два этих мотива. На некоторых плакатах снова появляются бравурно-веселые физиономии. И, все-таки, печать рокового сорок второго продолжает давлеть над плакатным искусством, пронизывая его от начала и до конца.
Свежих плакатов "богатырской" направленности стало значительно меньше. Но они по-прежнему есть.
По-прежнему сохраняют свою актуальность плакаты, появившиеся в сорок втором году. Этот стиль спутать невозможно ни с чем.
И, все-таки, сорок третий - это совсем не сорок второй с его мрачной и угрюмой обреченностью. Плакаты "спаси" и "отомсти" сменяются на новые, немыслимые ранее. Когда я писал о лицах на плакатах 42-го - я обращал внимание, что они кардинально отличны от тех, что изображены на плакатах 41-го. Это же правило всецело работает и в отношении 43-го года. Такие лица год назад были немыслимы. Но теперь они есть и они открывают новую эру для военных плакатов.
И, все-таки, это совсем не сорок первый. Немец сорок первого - толстый и нелепый пижон-буржуин с длинным карикатурным носом. И вот каким видят врага теперь.
Чуден Днепр при тихой погоде. Есть и откровенный юмор - куда без него.
Разумеется, призывов бить врага, сражаться, уничтожать танки и далее по списку - много. Но все они, в общем, довольно шаблонны и не всегда выразительны, так что эта часть у меня получается не слишком длинной - хочется подобрать только самые яркие.
Есть и плакаты, посвященные немцкой армии.
Мой папа герой, а чего добился ты, вопрошает девочка с плаката.
Еще один плакат, который мог появиться только в сорок третьем. Ну и в качестве завершения - один из самых знаменитых плакатов сорок третьего года.