Источник военной мощи Третьего Рейха

Oct 04, 2019 10:01

Почему Германия после первой мировой войны сумела превратиться в одно из мощнейших государств Европы? Ведь после Версальского мира казалось, что германская военная машина обречена кануть в лету. Самый распространенный и популярный ответ - попустительство Великобритании и Франции, выступавших гарантами нового миропорядка. Правильный ли этот ответ? Пожалуй, да. Но можно ли его назвать исчерпывающим? Сомневаюсь.

Во многом источником могущества нацистской Германии стал не только запад. Фашистский меч, перефразируя известную книгу, ковался на востоке. Но что же такое произошло в регионе, который в те времена почитался задворками цивилизации? Почему его раздел стал неумолимым барьером, который окончательно оставил за чертой любые попытки предотвратить надвигающуюся вторую мировую?



Что там ценного в этой Чехии?

Учебники истории с зловещим придыханием повествуют о том, как Германия присоединила сначала Австрию, затем Чехию. Современный человек судит об этих странах по современному их положению. И, разумеется, никак не может понять, чего зловещего в аншлюсе Австрии или оккупации Чехии? Разумеется, захватывать чужие территории против воли местного населения - это плохо, но... Что такого могло там потребоваться немцам - им даже чешское пиво без надобности, своего в Баварии хватает. При этом многие слышали про таинственный ВПК Чехословакии, который немцам вроде бы изрядно помог во время второй мировой войны. Не знаю, как у вас, а у меня долгое время на этом моменте мозг впадал в полный ступор: где Чехословакия и где ВПК? Как вообще одно с другим может быть связано?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте отправимся в еще более глубокое прошлое, в 1913 год. Восточная Европа и Балканы разделены между тремя мощными империями - Германской, Российской и Австро-Венгерской. Те территории, которые не включены в состав одной из держав напрямую, либо находятся в сфере влияния одной из них, либо просто выключены из реальной политики. Трем орлам, на которых суммарно приходится аж пять голов, в одном гнезде откровенно тесно - и взаимное давление приведет к тому, что границы империй в 1914 году превратятся в Восточный фронт первой мировой войны.

Ни одна из империй войну не переживет. Германия потеряет ряд восточных территорий, которые отойдут новобразованной Польской Республике. Фактический правопреемник Российской империи - Советский Союз - отброшен далеко на восток. Австро-Венгерская империя вовсе прекращает свое существование.

Гонка за Восточной Европой

Между двумя странами - СССР и Германией - возникает колоссальный вакуум. Новообразованные страны-лимитрофы, возникшие в результате распада всех трех империй, остаются объектами международной политики своего времени. Предел их возможностей - мелкие междусобойчиковые разборки, но даже они, чаще всего, становятся возможны лишь как ответ на политику, проводимую реальными действующими лицами. Юридически, разумеется, этот вакуум заполнен Великобританией и Францией, которые выступают гарантами независимости новообразованных государств. Но это лишь юридически.

Фактически же регион, зажатый между Германией и СССР, остается именно вакуумом, который ни одна из сторон заполнить не могла. Германия на протяжении значительного времени находилась в плену версальских ограничений; СССР после гражданской войны тоже был далеко не в том положении, чтобы ставить вопрос о переделе сфер влияния. Вопрос заключался лишь в том, кто первым сможет восстановить свою былую мощь и начнет заполнять этот вакуум. И такой страной, как мы знаем, стала Германия.

В последние годы своего существования Австро-Венгрия входила в довольно короткий список наиболее могущественных государств мира. Разумеется, она в этом списке болталась в самом хвосте - но, тем не менее, располагала всеми необходимыми атрибутами, необходимыми для статуса великой державы. Один из таких атрибутов - мощный военно-промышленный комплекс. Обычно люди вместе со страной забывают и ВПК - слишком уж нагляден пример советской оборонки, которая вскоре после распада СССР испарилась, только ее и видели. Однако, австро-венгерский ВПК благополучно пережил распад империи. Каждое из государств оказалось способно поддерживать военно-промышленные предприятия на вполне приемлемом уровне. Разумеется, ни одна из стран бывшей Австро-Венгрии - ни Австрия, ни Венгрия, ни Чехословакия - самостоятельно не имели шансов на воспроизведение полной имперской мощи. Кроме того, Австрия не только не готова была сопротивляться - присоединение к Германии в этой стране восприняли с очевидным ликованием.

Таким образом, в 1938 году Германия начинает движение на восток. Присоединяется Австрия, затем - Судетская область Чехословакии. В 1939 году оккупирована Чехия, а Словакия становится фактическим сателлитом Германии; Венгрия в начале 1939 года становится союзницей Германии. Фактически, на этом этапе уже можно говорить о том, что Германия всецело вобрала в себя практически всю территорию Австро-Венгерской империи. По крайней мере - наиболее промышленно развитую ее часть. Великобритания и Франция этому процессу никак не препятствуют. Полагаю, вполне правомерно говорить, что своей реальной сферой влияния территории Восточной Европы они и не считали.

Советский Союз к дележу пирога безнадежно опоздал - и, в результате, был вынужден довольствоваться огрызками чужого пиршества. Фактически, к 1941 году Германия не только объединила под своим владычеством всю бывшую Австро-Венгерскую империю за исключением Галиции; весьма немаловажные регионы Российской империи, включая Финляндию и Польшу, также оказались под ее контролем. Некогда российская Варшава оккупирована немцами. Регион, за который когда-то враждовали три империи, оказался всецело во власти одной. И Третий Рейх сумел с пользой распорядиться свалившимся на него богатством.

Немного альтернативной истории.

Любители этого жанра обожают рассуждать, как бы Российская Империя справилась с Гитлером. Мнения, как нетрудно догадаться, разъезжаются на идеологической почве. Одни говорят, что злые цари обязательно бы с Гитлером подружились; другие - что глупые цари Гитлеру бы обязательно проиграли. Третьи - что цари были гениальны и хватило бы просто метнуть в сторону Берлина шапку, и она бы застряла где-нибудь в Букингемском дворце, пробив навылет все встреченное на пути.

На мой взгляд, правильного ответа не дает ни одна из представленных идеологий. Правильнее говорить о том, что, в случае сохранения Российской империи и ее победы в первой мировой войне, Россия бы оказалась в одиночестве перед огромным пустым пространством, где нововозникшие государства-лимитрофы бывшей Австро-Венгерской империи были бы обречены на попадание в ее орбиту. И, фактически, в кратчайшие сроки граница если не России, то ее сферы влияния уперлась бы в территорию Веймарской Республики. В этой реальности пришедшие к власти нацисты попросту бы не имели того питательного бульона, на котором из довольно заурядной, хотя и несомненно развитой страны вырос военный монстр Третьего Рейха.

Увы, этот шанс оказался безнадежно похоронен революциями и последовавшими за ними событиями.

вторая мировая, Третий Рейх, Россия, история, Европа

Previous post Next post
Up