Пояснение дал лама Пема Рандрол Ринпоче, а перевод выложил в своей ФБ-группе один из его учеников.
Здесь достаточно простое объяснение - йидам это гневная форма ламы. Например, если мы возьмем Ченрезига, то его гневная форма - Хаягрива. Ченрезиг - это лама, Хаягрива - йидам. А если мы будем говорить про Манжушри, то его гневная форма - Ямантака. Например, Гуру Ринпоче - это лама, его мирная форма. Йидам - это Гуру Драгпо.
Если мы будем говорить про всех божеств, они проявляются в разных формах - гневных, полугневных, мирных, в формах подчиняющей активности и в формах накапливающей активности.
И, таким образом, если говорить про йидама - обычно, это гневное проявление ламы. Также есть такое проявление, как дакиня. Это женское божество, проявление женской активности. Например, Гуру Ринпоче проявляется как дакиня Симхамукха, и так со всеми божествами. Они все существуют в разных формах активности.
Почему происходит таким образом? Почему не хватает, например, одного божества Ченрезига в мирной форме? Потому что наше сознание и весь мир вокруг наполнен разными препятствиями, и, если можно сравнить, то почему не существует, например, только одного врача, педиатра, который будет лечить все болезни? А также существуют хирурги, реаниматологи и другие врачи. Также и божества.
Их активности существуют, чтобы лечить разные 84000 вида наших омрачений, и, таким образом, они действуют для того, чтобы избавить нас от страданий и мы могли достичь просветления.
Это те чудеса, которые показал Будда, проявивший в таких разных и множественных формах.
Отсюда:
https://www.facebook.com/groups/PemaRandrol/?ref=bookmarks