![](http://ic.pics.livejournal.com/ytverdokhlebova/74156336/20799/20799_300.jpg)
Гераклит (500 до н.э.): «Человек максимально приближается к самому себе, когда достигает серьезности ребенка, занятого игрой».
Платон (360 до н.э.): «Вы можете узнать больше о человеке за час игры, чем за год разговоров».
Овидий (О н.э.): «Именно в игре раскрывается наше истинное я».
Роджер фон Эйк: «Матерью изобретения может быть необходимость, но игра, без сомнений, его отец».
Джо Л. Фрост Эд. Д.: «Спонтанная игра - это изящный танец детства, который укрепляет ум и тело, а также питает душу».
Игра может быть разной. Можно играть на пианино для себя в свое удовольствие, а можно готовиться к концерту, репетируя и повторяя раз за разом сложные пассажи. В первом случае это игра, во втором - работа. Работа - это то, что ты делаешь на результат. Игра всегда ради удовольствия. В работе ты получаешь удовольствие в конце, в игре - в процессе.
Маленькие дети не способны к работе. Потому что, чтобы делать это, у вас должны быть смешанные чувства. Они должны говорить: "Мама, мне страшно, но в то же время мне так хочется это сделать!" А взрослые могут сказать себе: "Да, сейчас я потружусь, но через пять лет будет будут видны плоды моего труда". Хотя, работать на результат сложно даже многим взрослым. Процесс взросления происходит постепенно.
Ньюфелд рассказывает о своей любимой игре в детстве - марблс. Они с ребятами играли в нее по-разному. Первый вариант - это игра по правилам. В конце ты лишаешься всех своих шариков, которые потерял в процессе игры. Второй вариант - игра без правил, когда в конце дня все шарики просто возвращались своему хозяину и он уносил их домой. Никаких последствий. Вот это была чистая игра. Без последствий. Второй вариант намного больше нравился маленькому Гордону, потому как он очень любил все свои шарики, дорожил ими всеми и расставаться с ними каждый раз было для него невыносимо.
Игра - это о том, чтобы БЫТЬ, присутствовать, быть здесь и сейчас. А когда нужно что-то сделать, то, что не нравится, детям лучше устраивать это в виде игры. Мир ребенка - игра. Если нам надо вовлечь детей в какую-то деятельность, надо сделать ее интересной для них. Если вечернее купание - время игры, это одно. А если мама говорит: «Пока не помоешься, я тебе книгу не почитаю» - это столкновение ребенка с последствиями, это неправильно.
Играть нельзя заставить: «Иди поиграй». Игре нельзя научить. Это спонтанная деятельность. Если за нее поощрять, награждать, она превратиться в работу.
- игра - это скорее состояние ума, чем деятельность
- задача взрослых - обеспечить условия для игры
- ребенок должен иметь возможность свободно играть
У ребенка должна быть свобода от экранов и от постоянной занятости (кружки, идущие один за другим). В современном обществе с этим как раз беда. Если раньше дети много времени пребывали в свободной игре, то сейчас родитель зачастую выполняет роль таксиста, целый день развозя детей по кружкам. А ведь мозг развивается именно в свободной игре.
С точки зрения девелопменталиста, нет никаких доказательств того, что специально разработанные для детей видео-игры влияют на развитие мозга, на взросление, на адаптацию, не повышают они и IQ. Плюс дети в это время изолированы от родителей, нет контакта в привязанности, к таким играм развивается пристрастие. Т.е. развития в таких играх не происходит. Это может быть временная сиделка, на короткое время это ок, но не на длительное. В долгосрочной перспективе они вредны.
Мозг не формируется инструкциями, стимуляциями. Мозг формируется только через игру и это самое потрясающее открытие для нашей современной системы образования. Ведь сегодня все образование построено на достижении результата, не на игре. Плюс мозг развивается в теплых человеческих взаимоотношениях.
Свободная игра, а не занятия по инструкицям должны быть программой всех дошкольных учреждений. И лучше всего чтобы это было дома, где нет тревоги разделения. При разделении, ранах игра пропадает. В садики отдавать хорошо тех детей, у которых дома хаос, нет условий для игры, и им лучше в саду, где есть порядок и возможности для свободной игры.
Задача родителя - работать надо отношениями, чтобы ребенок пребывал в покое. Мы не должны помогать им расти, не должны толкать или тянуть. Ребенок не должен работать над отношениями, постоянно искать где-то кого-то, к кому можно было бы привязаться и отдохнуть. Наша задача - работать над тем, чтобы брать на себя ответственность за контакт и близость, за привязанность. А ребенок должен отдыхать, находиться в точке покоя. Результатом этого и будут игра и развитие.
По материалам семинара Гордона Ньюфелда на тему игры, кампус института Ньюфелда. (
http://neufeldinstitute.com/)