И свет не горит, и стража спит

May 23, 2014 14:28

Как-то прогуливалась я с приятельницами по набережной вдоль Нила в Хартуме. Надо сказать, со времени своего приезда в Судан я не переставала удивляться, ну как так? Имеется у них река в городе, даже чудом света нарекли место слияния Белого и Голубого Нила, но никакой прогулочной пешеходной зоны вдоль реки для горожан не предусмотрено. Есть места, где люди могут посидеть в пыли, посмотреть на реку, а, чтоб пройтись, да приятно при этом было, такого нет.
Но, наконец, прошли три долгих года. Что называется, быстро сказка сказывается да небыстро дело делается, и суданские власти откликнулись на мой внутренний посыл и все-таки сделали набережную, чтоб прогуляться можно было. Но по части этой набережной простым смертным ходить не разрешается, потому что она расположена напротив президентского дворца. И вроде как дворец президента, который по виду довольно скромный и на дворец почти не смахивает, на противоположной стороне дороги, далековато от набережной, а все равно появляться там никому не велено. Я убедилась в этом сама, когда по незнанию сразу после открытия набережной вышла пройтись в этом месте. Как на меня набежали аж три человека, с противоположной стороны заспешили ко мне наперерез с оружием, прям как к злостному нарушителю границы. Мне уж показалось, что по всей набережной нельзя гулять, что они ее просто для приятного вида из президентского дворца построили, но вроде чуть подальше от места работы суданского президента меня оставили в покое.
Так вот, идем мы с приятельницами по набережной, разговариваем. И как раз про этот президентский дворец. Потому что вся набережная освещена, а он единственный в темноте стоит как большое черное пятно на дороге. Моя знакомая, суданка, кстати, заметила это издалека и говорит, мол, странно, что такое важное место не подсвечено, если из соображений безопасности, то, кажется, правильнее бы было, чтоб как раз дворец освещался как следует, чтоб, если кто напасть вздумает, сразу можно было бы заметить. И тут же вспомнила, как в 2008 году боевики из действующего в регионе Дарфур антиправительственного "Движения за равенство и справедливость" подобрались к Хартуму, причем настолько подобрались, что могли и город захватить. Это потом, когда суданцы помогали ливийским группировкам воевать против Каддафи и снабжали их информацией и оружием, они все ссылались на то, что Каддафи подсобил дарфурским повстанцам оружием в походе на Хартум, и ему вернулось сторицей такое отношение.
Подруга моя вспомнила это нападение боевиков, увидев дворец без освещения, не зря. Мол наши защитники столицы чухнулись только тогда, когда те оказались уже в пригороде Хартума Омдурман, и в панике стали спешно перекрывать мосты только, когда угроза для столицы стала слишком явной. Омдурман отделяет от Хартума Нил, через который наведены мосты, а вдоль Нила идет улица, на которой расположен не только президентский дворец, но и многие правительственные учреждения, так что, если бы повстанцы смогли пересечь мосты, то, неизвестно, как бы все закончилось для нынешней суданской власти. В общем, поехидничала моя знакомая над неповоротливостью суданских силовиков.
"И потом", - вспомнила она уже о другом, но в том же ключе. "Когда израильтяне прилетали бомбить, наши после этого говорили: мы все знали, но наблюдали!!!" "Наблюдаали", - протянула она, усмехнувшись. "И чего они наблюдали, когда разбомбят до конца что ли?", - это она о довольно частых израильских налетах на территорию Судана, которые остаются без военного ответа с суданской стороны. В общем, живого места на суданских силовиках не оставила, не постеснялась иностранки. Но все это я рассказала ни к тому, что суданцы довольно критично относятся к своим властям и не боятся остро высказываться об их действиях, а к тому, что следующая моя запись будет о безопасности в Судане, вопросе, насколько я знаю, очень актуальном для тех, кто впервые едет в эту страну.
Прошу прощения у своих друзей, что не получается писать так часто, как бы мне хотелось, заботы о маленьком ребенке отнимают у меня много времени, а, главное, сил, но постараюсь писать все-таки более регулярно.

набережная Хартума; дворец президента

Previous post Next post
Up