Моя первая учительница выглядела очень страшно....

Nov 23, 2014 13:23


ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сегодня я хочу поделиться с вами историей из собственной жизни.

Это не приступ ностальгии с моей стороны. Мы с вами затронем вопрос, который, наверное, всегда будет одним из самых актуальных для детей и их родителей. Образование.

Образование - школа, институт, дополнительные знания и навыки, приобретаемые на курсах и в секциях, - это всё вещи, относящиеся одновременно к социализации ребёнка и к его обучению. Все мы, я надеюсь, хотим, чтобы наши дети выросли успешными, уверенными в себе людьми, у которых хорошо получается всё, за что бы они не взялись.

Уверены ли вы, что ваш ребёнок, посещая детский сад и разнообразные кружки, а позже школу, подготовительные курсы, вечерние классы и пары в институте, получает самое главное, самое нужное, что вы обязаны ему предоставить, как ответственные родители?

Я сейчас имею в виду те качества, которые необходимы ребёнку, чтобы действительно быть успешным? Чтобы уметь учиться? Чтобы правильно усваивать и применять полученные знания? Давайте разберёмся вместе.
Поделюсь с вами очень интересными воспоминаниями из собственной жизни. Знаете, бывают воспоминания одновременно очень приятные и очень болезненные? Обычно именно они остаются надолго запечатлёнными в нашей памяти. Они влияют на нашу жизнь и на решения, которые мы в своей жизни принимаем.
Эти решения далеко не всегда логичны и обоснованы. Нет, чаще они совершенно иррациональны. И в тот момент, когда мы смотрим назад, мы понимаем, что это решение было принято по очень странным причинам. И оно было нелогично. Хотелось бы его отменить.

По такому алгоритму действуют многие ситуации из детства.
Как это было у меня?

Учась во втором классе, я почти весь год жил с бабушкой, без родителей, - так сложились обстоятельства. И за мной, по просьбе моей мамы, присматривала наша учительница младших классов. Но присматривать за мной она могла только в школьное время, поэтому, чтобы быть уверенной, что я буду делать домашние задания, она регулярно оставляла меня в классе во время уроков физкультуры и труда и делала вместе со мной домашние задания.

Сейчас я, конечно, ей очень благодарен. Ведь именно она сделала так, что я не стал тусоваться во дворах, наркоманить, и так далее… Но тогда я ее просто ненавидел. И так же ненавидел свою маму, бабушку и всех, кто был причастен к ограничению моего выбора. Выбора быть спортивным, играть, наслаждаться жизнью в восемь лет.
Подумайте. Стоит ли учёба таких отношений между вами и ребёнком? Конечно, дети никогда не будут абсолютно довольными тем, как воспитывают их родители. Это естественно и нормально. Но важно всегда (каждый день, каждый час, каждый момент, проведённый с ребёнком) помнить о самом важном, что вы должны ему дать - о свободе выбора. Это не значит позволять ему всё. Это значит, что вы должны научить своего ребёнка делать выбор. Сложный, правильный, тот, который вам не нравится… не важно. Главное - свой.
Вернусь к своей истории.

Моя мама устроилась работать в школу, потому что по состоянию здоровья я должен был быть под присмотром. Конечно, также она хотела помочь мне хорошо учиться и поддержать в меру своих сил и позитивного намерения.
Меня эта ситуация не беспокоила, я был даже рад, что часто ее видел (а по урокам и классам мы не пересекались). Но вот о ней сказать того же я не могу.

Дело в том, что после моего третьего класса наша школа стала очень крутой. Она одной из первых в России приобрела статус гимназии и стала лучшей школой в области и районе. Чтобы учиться в ней, некоторые ребята ехали каждый день по полтора часа в школу - при том, что она не была интернатом.

А я делал выбор жить яркой и насыщенной жизнью, играть в футбол, бегать, радоваться природе, ловить рыбу, фотографировать…. Но никак не быть самым умным и образованным мальчиком «на районе». И, естественно, каждый раз, когда меня заставляли учиться через силу, я, уже закаленный в «боях» с той самой учительницей младших классах, отстаивал свою «свободу» с боем. И это далеко не всегда было образно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПИСЬМА

Никогда не забуду первый урок по математике в пятом классе. Это был первый урок 1 сентября в новой для нас «средней школе». Учительница выглядела очень страшно. И сказала дословно следующее: «Я очень злая. Вы уже выросли, и здесь все будет по другому. Не так как вы привыкли. Поэтому либо вы будете соответствовать моим требованиям, либо вам сначала будет очень плохо, а потом вас выгонят из гимназии, и вы попадете в обычную школу и станете наркоманами и бездомными».

Да-да! Я не утрирую. Эти слова пропечатались в моей голове навсегда. Эти слова услышали 30 детей, которым было всего по 12 лет. И похожие вещи мы слышали от очень многих учителей. Сейчас я понимаю, что они очень гордились статусом гимназии и в меру своих сил мотивировали нас быть лучшими и тоже соответствовать этому статусу.

В итоге мой свободолюбивый характер (спасибо ему за это огромное) и моя мама (ей спасибо еще большее) вступили в непримиримую схватку, которая вылилась в вот в такую ситуацию:

Я демонстративно не делаю домашние задания, не готовлюсь к урокам и учусь с “двойки” на “тройку”, при этом демонстрируя очень сильные способности - прихожу на олимпиады и занимаю первые места, выучиваю стихотворения за пять минут… Ставлю рекорды по количеству ошибок на диктантах, но читаю быстрее всех в школе… И в итоге заявляю всем учителям -

«Я не хочу учиться! Перестаньте заставлять меня это делать».

А мама тем временем делает все, чтобы я остался в этой школе, чтобы получил хорошее образование, и передо мной открылись все двери этого мира. И итогом ее борьбы за это является закономерный ответ: «Мамаша, хватит уже нас донимать. Вы разберитесь со своим сыном, он же ясно говорит - не хочет учиться».

Честно говоря, я уже не помню как это все разрулилось. Как-то разрулилось. Я так и продолжил учиться с “двойки” на “тройку”, но закончил эту школу, даже частично стал ее гордостью, выиграв какие-то олимпиады по химии, получив “пятёрку” в году по математике и что-то еще….Но я очень хорошо помню один эпизод.

Был обычный школьный урок, и наша учительница по химии обвинила меня, что я занял первое место на олимпиаде по химии потому, что списал (это была не правда), а потом, в порыве гнева на другого ученика, разбила над моей головой электронную таблицу Менделеева, показывая всей группе, где находятся щелочно-земельные металлы.

Домой я пришел, слегка потряхиваясь. У меня был мощнейший невроз. Я заикался и готов был бросить все, убить учительницу, взорвать школу. И боялся только одного: что меня не поддержат дома.

Но в тот раз меня поддержали полностью. Мама сказала мне, что я могу делать то, что считаю нужным, и она поддержит меня в любом выборе. А учительница эта «дура», и не стоит обращать внимания на ее слова.

Почему я это вспомнил и счёл нужным рассказать вам? В тот момент столкнулись два мира. Мир социальный, мир ожиданий и стандартов, - и мир маленького человека, мир, который уже начал трещать по швам под гнетом того большого, но который выстоял благодаря поддержки самого сильного на свете мира - мира семьи.

Та самая младшая школа в итоге повлияла на всю мою жизнь. Я всегда очень легко и быстро, без обучения разбирался с любой темой, которая была мне интересна. И так же бесперспективно было меня заставлять выучить то, что интереса не вызывало. Я с трудом закончил институт, находясь под угрозой отчисления каждую сессию. И так же легко несколько раз уходил с очень интересной работы, когда появлялись задачи, наводящие на меня скуку.

И в итоге я пришел к тому, что работаю с детьми и родителями и своей задачей вижу продвижения ценности «Свобода выбора» и ее практического воплощения в виде поддержки своего ребенка в его выборе.

Какие можно сделать выводы из этой истории?

Обучение не ценно само по себе. Наша задача как родителей дать своим детям максимум ресурсов для освоения и позволить им развиваться согласно их жизненному рисунку. Но мы не можем идти против их воли. Из-за этого она либо победит, либо сломается, и это оставит искажающий след на всю их жизнь. Если мы непреодолимо хотим чему-то обучить своих детей, наша ответственность - потрудиться и сделать так, чтобы им было интересно!

И ЗА ЭТО ОТВЕЧАЕМ ТОЛЬКО МЫ! Не школа, не государство, не преподаватели. А лично мы. А у нас почему-то всегда нет времени, чтобы поддержать своего ребенка, либо потому, что мы занимаемся собой, либо потому, что нет сил - мы их все оставляем где-то за пределами семьи и детей!

Хотите ли вы воспитать ребёнка-лидера? Ребёнка-творца? Ребёнка-счастливого человека? Или предпочтёте видеть покорного, безынициативного человека, соглашающегося на чужие правила, установки, глупости и не желающего жить собственным умом, не “как все”?

Тогда подумайте: какие качества вы прививаете, ругаясь на него? Настаивая на своём, чего бы это ни стоило? Перекладывая ответственность за воспитание на школу и общество в целом? Игнорируя его потребности, мысли, желания, ведь “он ещё маленький и ничего не понимает”?

Надеюсь, подумав, вы сделаете полезные выводы и придёте к хорошим решениям. Успехов вам!

новые родители

Previous post
Up