АвтоВАЗ - Вопросы без ответов в темном тоннеле
Вопрос: почему мы производим то, что производим, а не «Mercedes», мучает каждого автолюбителя нашей страны. Наш автопром не пинал только ленивый: тазы, ведра с гайками, гробы на колесах - все это про него. Если кто-то говорит, что он купил что-либо из отечественного автомобилестроения - глаза у него невольно уходят в пол: «Мол да, жизнь не сложилась». Вначале говорили, что наш автопром не был готов к резкому переходу на рыночные рельсы. Потом придумывали другие оправдания. Годы идут, а воз и ныне там. Современных разработок нет, качество ниже плинтуса. Такие марки как «Волга» и «Москвич» стали историей. Многие призывали похоронить автомобилестроение, забыв все это как страшный сон. Но есть люди, которые думают иначе. К примеру, наш дважды автомобильный, гордость отечественного автопрома - «АвтоВАЗ» (Автомобильный Волжский Автомобильный Завод)
В разгар кризиса о нем вспоминали, когда Путин под присмотром телекамер федеральных каналов, отдавал
распоряжение о выделении заводу кредитов или когда лично тестировал продукцию завода. Но в последнее время, «АвтоВАЗ», то и дело сыпет хорошими новостями явно ласкающие слух высокого начальства, внушая тому определённый оптимизм. Кто-то даже увидел свет в конце темного тоннеля длинной в двадцать лет. Автоматические коробки, гибриды, электромобили, дизайн, в основу которого был взят не просто строительный кирпич - по началу, мало кто верил, что это все применимо к «АвтоВАЗу». Но читая новости, вопросов возникает больше чем ответов.
В начале августа объявили, что осенью в продаже появятся первые
Lada Granta с АКП - первая серийная машина «АвтоВАЗ» не с механической коробкой передач. Сам роботизированный автомобиль показали еще год назад. Двенадцать месяцев ушло на испытания и ведения переговоров с производителями «автоматов» - сами делать мы их естественно не умеем. В итоге
«АвтоВАЗ» вложит в мощности японского производителя коробок «JATCO» около полумиллиарда рублей, который будет поставлять эти АКП для нашего концерна. До конца 2012 планируется реализовать 10 000 таких машин, а в следующем году и вовсе 70 000. Если наши водители полюбят работать двумя педалями, и такие машины будут пользоваться спросом, то начальство «АвтоВАЗа» обещает построить в Тольятти целый завод по их выпуску. Как понравится такая инновация нашим покупателям - первый открытый вопрос, ведь такая машина дороже обычной Гранты с «мешалкой» на 100 000 рублей!
На прошедшем недавно Московском международном автомобильном салоне (ММАС-2012) компания
представила Kalina-2. Первая модель продержалась на конвейере девять лет. На фоне среднего жизненного цикла моделей мировых производителей в шесть лет, это скромно. Но по меркам «АвтоВАЗа», через девять лет обновить машину - да это тянет на рекорд!
Новый шеф-дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин, который до этого трудился в «Mercedes-Benz» и «Volvo», а в 1997 был назван дизайнером года, представил на ММАС-2012 концепт кроссовера Lada XRAY. «Lada XRAY - не просто обычный концепткар. Это - взгляд внутрь, «рентгеновский снимок» процессов и перемен, которые сейчас происходят на «АвтоВАЗе» отметил Маттин. Даже прожжённые критики и ненавистники всего российского отметили свежесть и красоту машины. Правда что и в каком виде, да и дойдет ли вообще до конвейера - второй открытый вопрос.
В рамках салона так же показали первый серийный (серия всего из 100 штук)
электромобиль EL LADA.
Скорость до 140 км/час, пробег на одной зарядке 150 км - неплохие характеристики для первого блина. Цена от 1 250 000 рублей. Дорого? Возможно, учитывая, что в основе машины лежит та же Lada Kalina - силовая установка выходит, стоит целый миллион рублей. Однако! Себестоимость машин не известна, но на их разработку было потрачено более 400 миллионов рублей. Вообще на электромобилях заработать не удалось еще ни кому в мире, и АвтоВАЗ не исключение. Первый заказ (все 100 машин) был от государства в виде Ставропольского края, где машины будут трудиться, как такси. Рискнут ли заказать кто-то еще, когда-нибудь и не за государственные деньги - третий открытый вопрос.
29 августа исполнилось 3 года руководства Игоря Комарова ОАО «АВТОВАЗ», который он возглавил в разгар кризиса. Пресс центр компании
распространил заявлениев котором подвел итоги его работы. Видно пресс атташе остались заводу еще от советского наследства, так как бравый стиль угадывается в каждой фразе и зачитывать его лучше всего с трибуны под гром аплодисментов. Особенно странно смотрятся строки «бренды LADA и «АвтоВАЗ» укрепляют позиции» - где и какие позиции укрепились и можно ли укреплять, то чего не было - еще один вопрос.
Но хватит вопросов, давайте теперь возьмем и проанализируем голые цифры и факты.
Взглянув на статистику продаж можно поверить, что завод идет вперед семимильными шагами и кризис успешно преодолён. После отметки в 800 000 произведенных машин в 2008 году было сильнейшее падение, итогом которого в 2009 году стала цифра в 300 000 автомобилей. По итогам 2012 Игорь Комаров ждет уровня 590 000 машин. Прогресс? В целом да, но очень медленный, ведь в 2010 «АвтоВАЗ» произвел 545 000 автомобилей, а в 2011 - 561 000. В первом полугодии 2012 продали всего 250 000 машин и если темпы сохраняться, то по итогам всего года будет уровень примерно в полмиллиона автомобилей, что почти на 100 000 меньше планов начальства.
Сейчас завод будет переживать нелегкие времена. Госпомощь закончилась, 25 миллиардов беспроцентныхрублей больше заводу не дают. По итогам первого полугодия падение продаж 14% по сравнению с годом ранее. Доля «АвтоВАЗа» в денежном выражении упала до самого минимального значения за всю историю завода. В первом полугодии наши соотечественники потратили на покупку новых автомобилей 1,04 трлн. рублей, из которых на покупку Lada ушло всего 7,5%, или 79,19 млрд. рублей. В первом полугодии 2011 года Lada занимала 10,09% продаж в деньгах, в кризисный 2009 год ее доля не опускалась ниже 9%.
Утилизационная программа так же завершилась, вытащив «АвтоВАЗ» за уши. Хотя в Правительстве говорят, что все были в равных условиях. Скидка при покупке новой машины в 50 000 рублей, при сдаче в утилизацию старого автомобиля, была актуальна для машин, произведенных на территории нашей страны. Так-то оно так, но многие забывают, что изначально под программу попадали лишь автомобили с ценой до 350 000 рублей - то есть весь модельный ряд «АвтоВАЗа» и несколько моделей других производителей. В итоге на долю Тольятти приходилось 80% всех купленных машин по этой программе. Затем планка выросла до 600 000 рублей, как говорят именно под нажимом иностранцев. Забавно, что чуть раньше «АвтоВАЗ» поднял цены и уже не все его модели попадали в зону до 350 000 рублей.
Такая поддержка государства позволила Волжскому заводу вырасти за два года с 2009 по 2011 года на 87%. Но если глянуть на других производителей в нашей стране, то уровень их роста продаж будет еще впечатляющей: «Reno» - плюс 115%, «Kia» - плюс 120%, «Toyota» - плюс 73%, «Hyundai» - плюс 119%, а ведь им от программ утилизации достался очень скромный кусок пирога и беспроцентных кредитов в нашей стране им никто не давал.
Сможет ли правительство помочь заводу в будущем, выдавая такие щедрые подарки - неясно, ведь
к 2014 году 67% акций «АвтоВАЗ» будет принадлежать «Renault-Nissan». Возможно, помогать российскому автопрому будут уже французы? Лично я сомневаюсь, ведь у них и так большие проблемы с продажами своих машин (об этом в следующем материале).
Найдет ли наше правительство способ дать денег заводу не напрямую, вот тут вопросов нет. Более того, оно уже нашло. Недавно
«АвтоВАЗ» выиграл конкурс на создание гибридного авто класса В ценой в 0,5 млрд $. Причем по условиям конкурса победитель «должен был иметь опыт разработки автомобилей с комбинированной энергетической установкой, обладать научно-техническим потенциалом» - где такой опыт и потенциал у «АвтоВАЗа» - ума не приложу, ведь в их электромобиль энергетическая установка поставлялся швейцарской фирмой Mes. И зачем нашему правительству гибридные автомобили - снова тот же, широко открытый вопрос.
Единственное что не вызывает вопросов, это утверждение, что Игорю Комарову надо что-то менять и срочно. Мы безнадежно отстали в уровне производства. Сейчас на «АвтоВАЗе» производительность составляет примерно 7,5 автомобилей на 1 рабочего в год, тогда как у «Honda», «GM» и «Toyota» этот показатель равен 25, 40 и 26 автомобилей соответственно.
Вопросы остаются без ответов, свет в конце тоннеля кто-то выключил.
Я в Твиттере