Образы американских вертолётов Bell UH-1 Iroquois и AH-1 Cobra наверно следующие по узнаваемости после Ми-24, и конечно неотъемлемой частью их образа является неубираемое лыжное шасси. Главный плюс такого решения - высокая живучесть шасси и его абсолютная неприхотливость. Есть и минусы - повышается сопротивление воздуха, падает скорость, да и о рулёжке на земле с лыжным шасси можно забыть. В Bell прекрасно понимали, что для полноценного боевого вертолёта неубираемое "ноги" - не самое лучшее решение, и практически в самом начале проектирования ударной версии UH-1 было принято решение об оснащении его убираемым шасси.
Bell D262 "Iroquois Warrior" - один из ранних вариантов будущего AH-1. Конфигурация шасси ещё не выбрана, но решение об убираемом шасси уже принято.
Серьёзные обсуждения вызвал тип шасси. Рассматривались различные варианты - обычное шасси как у самолётов было быстро отвергнуто, ибо занимала слишком много места в вертолёте, а конструкторы стремились максимально облегчить и уменьшить машину. Исследовался вариант с использованием в качестве шасси частично отклоняемых плоскостей крыла - такая схема позволяла сохранить и отличную аэродинамику и сэкономить место в вертолёте, но в итоге машина получала слишком большое крыло, которое серьёзно мешало при резких изменениях высоты.
Модель раннего варианта AH-1 Cobra с шасси в частично отклоняемых плоскостях крыла.
Финальным вариантом стало убираемое лыжное шасси, выбранное за его простоту, надёжность, и за то, что оно занимало немного места в вертолёте. Именно с этим шасси был построен первый лётный прототип будущей Кобры - Bell N209J.
Bell N209J на земле.
Bell N209J с выдвинутым шасси заходит на посадку.
Bell N209J в полёте. Хорошо видно ещё одно отличие от серийных вариантов - наличие горизонтального оперения. Как покажут испытания, оно вызывает серьёзные помехи при авторотации и от него откажутся.
Одной из проблем, вставших перед инженерами, было то, что Кобра из-за узкого корпуса не могла совершить посадку на "пузо" (вертолёт просто бы завалился бы на бок), тем самым любой отказ системы выдвижения шасси мог бы привести к серьезной аварии. Для решения этого вопроса в крыле были размещены дополнительные выдвижные стойки. Если шасси было повреждено, пилот зависал на минимальной высоте и аэродромный персонал вручную выдвигал бы эти стойки, которые не дали бы вертолёту опрокинутся.
Выдвижные стойки у Bell N209J. Так же на этих фотографиях хорошо видны створки отсека шасси.
В ходе испытаний военные высказали сомнение в разумности оснащения вертолёта убираемым шасси. Выигрыш в скорости был слишком незначительным (не более 10 километров в час), чтобы ради него удорожать и усложнять машину, которая необходима в войсках уже сейчас. В Bell пошли им навстречу, и все последующие «Кобры» получили неубираемое лыжное шасси, которое впоследствии станет неотъемлемой частью образа этого вертолёта.
Источники:
sobchak.wordpress.com
secretprojects.co.uk
aircav.com