Идея создания вместительного пассажирского самолёта методом добавления второй пассажирской палубы следовало за авиастроителями практически с первых проектов авиалайнеров. Не обошла это мода и наши края, и сложись история немного по другому, при слове "двухпалубный пассажирский" могли бы вспоминать не 747 или А380, а что-то из наших краёв.
В этой заметке кратко пробежимся по проектам от Ильюшина.
Один из ранних вариантов Ил-86 от 1972 года, с расположением двигателей по типу Ил-62. Вторая палуба меньше основной, как на 747, но в отличии от него размещена снизу, занимая часть грузового отсека.
Ил-96-550 - один из проектов развития Ил-96 в направлении большей вместимости разрабатываемых в начале 90-ых. Предполагалось размещение от 450 до 550 пассажиров. Поддержки у государство или частных структур проект не нашёл.
Компоновка Ил-96-550.
Модель Ил-96-550 с двигателями ПС-90А20.
Модель Ил-96-550 с двигателями НК-93.
Модель Ил-96-550 с двумя двигателями TrentXWB.
Ил-196 - перспективный двухпалубный авиалайнер сверхбольшой пассажировместимости. В отличии от Ил-96-550 представлял собой новый проект, способный перевозить от 680 до 800 пассажиров.
В качестве забавного курьёза можно вспомнить проект переоборудования транспортного Ил-76 в пассажирский двухпалубный самолёт на 250 человек. Предполагалось использовать самолёт на внутресоветских авиалиниях, потому проект получил наименование "самолёт-автобус".
Источники:
Самолёты ОКБ С.В. Ильюшина. Ю. А. Егоров.