Основные грубые ошибки проекта благоустройства:
1. Расширение северного и южного проездов Бульвара Победы
2. Спрямление расширенного южного проезда Бульвара Победы
3. Строительство новых парковок за счёт зелени и тротуаров
4. Ликвидация выходов к трамвайной остановке "Цирк"
5. Нарушение пешеходного транзита
6. Сокращение площади зелёных насаждений и цветников
18 марта 2018 вместе с выборами президента РФ омичи
выбрали территории для благоустройства в Омске в рамках федеральной программы "Формирование комфортной городской среды".
В список благоустраиваемых мест попал и
Бульвар Победы - одно из любимых мест отдыха омичей.
За благоустройство
Бульвара Победы проголосовали 86766 омичей.
На этапе голосования подробного проекта благоустройства представлено, естественно, не было, только картинки (рендеры) в интернете, поэтому омичи голосовали за любимое место отдыха.
И, если за границей можно расслабиться, понимая, что будет проведён открытый конкурс и будет определён лучший проект, соответствующий всем современным требованиям и учитывающий интересы жителей, то в Омске следовало насторожиться. Тем более, что проекта в открытом доступе нигде не было и никаких открытых обсуждений с жителями, рабочих групп, мастер-классов на эту тему не проводилось.
Мною было разработано видение того, чего бы я, как житель Омска, хотел бы получить на благоустроенном бульваре Победы, и я постарался передать это видение проектировщикам.
Но всё же отсутствие проекта в открытом доступе и вообще отсутствие новостей по проекту настораживало, поэтому 19 апреля 2018 мы решили попытаться войти в рабочую группу, чтобы предвосхитить негатив и скандалы, связанные с плохим проектом.
16 мая 2018 пришёл ответ о том, что разработку проектно-сметной документации ПСД выполнЯЕТ ООО «Горпроект» и что после разработки ПСД сразу будут заключены договоры с подрядными организациями, минуя общественные слушания и общественное обсуждение проекта.
Ну что же, получается, что проект ещё разрабатывают, но обсуждать не хотят (видимо, чтобы не затягивать сроки). Хорошо, понятно. Тем более, что ходить на рабочие группы в рабочий день в рабочее время для работающего не в мэрии человека - это целая эпопея.
В то же время на одном из рендеров проекта вдоль южного проезда Бульвара Победы был нарисован тротуар. На мой взгляд, здесь нужно построить тротуар за счёт части автомобильного проезда. Это позволит сохранить недавно высаженные деревья, построить тротуар и выполнить мероприятия по успокоению автомобильного трафика.
Отправил данное предложение в мэрию, на что пришёл ответ, что благоустройство будет проводится в границах проездов, при этом РЕКОНСТРУКЦИЯ самих ПРОЕЗДОВ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА.
И вот на сайте гос.закупок был опубликован
текущий проект благоустройстваЧто же в нём хорошего и что же в нём плохого?
Безусловные плюсы проекта:
1. строительство пандусов (скатов в районе перепада высот) для передвижения маломобильных групп населения (инвалиды, родители с детскими колясками, пожилые люди);
2. мощение брусчаткой большинства из народных тропинок
3. замена асфальтового покрытия на более благородную и долговечную плитку
Безусловные минусы проекта:
1. расширение проезжей части северного и южного проездов;
2. спрямление расширенного южного проезда;
3. строительство парковок за счёт зелени и тротуаров;
4. ликвидация выходов к трамвайной остановке «Цирк»;
5. нарушение пешеходного транзита;
6. сокращение площади зелёных насаждений
Разберём эти минусы подробнее
1. Расширение проезжей части северного и южного проездов.
Вопрос: а нужно ли это и, если да, то насколько нужно?
Южный проезд Бульвара Победы соединяет улицу Анатолия Серова с Иртышской набережной. В километре южнее улица Серова напрямую соединяется с Иртышской набережной по улице Фёдора Крылова, в 700-ах метрах севернее Иртышская набережная соединяется с проспектом Карла Маркса по улице Константина Циолковского. Даже в часы пик на указанных улицах серьёзных заторов не наблюдается.
Более того, помимо улиц Крылова и Циолковского автомобильная связь обеспечивается ещё и местными проездами. Расстояние от оси Бульвара Победы до ближайшего местного проезда, используемого для связки равно всего 300 метров!
На местных проездах даже в часы пик также не наблюдается автомобильных заторов.
Движение общественного транспорта по Бульвару Победы никогда не планировалось, да и нецелесообразно.
Таким образом, исходя из загрузки улично-дорожной сети, расширение южного проезда Бульвара Победы как минимум не требуется.
Вопрос: а чем же так плохо расширение проезжей части проездов?
Существует определённая зависимость между шириной проезжей части и скоростью движения. Из элементов поперечного профиля проезжей части наибольшее влияние на скорость движения оказывает ширина, о чём говорят данные исследований российских и зарубежных учёных.
Чем шире проезжая часть, тем выше скорость движения. Чем выше скорость движения, тем выше риск ДТП, потому как, во-первых, увеличивается путь, проезжаемый автомобилем за время реакции, а во-вторых, удлиняется тормозной путь автомобиля.
В-третьих, чем выше скорость движения, тем меньше угол обзора водителя. На высоких скоростях периферическое зрение практически перестаёт работать. Это значит, что если водитель едет быстро, он, скорее всего, просто не заметит пешехода, который начинает переходить дорогу или ребёнка, бегущего за мячиком к проезжей части.
Чем выше скорость движения, тем, естественно, тяжелее последствия ДТП.
Вопрос: а часто ли появляются пешеходы на проезжей части?
Северный и южный проезды - являются улицами совместного использования, поэтому по ним не только ездят немногочисленные автомобили, но и ходят пешеходы, ездят велосипедисты, гуляют мамочки с колясками…
Бульвар Победы сам по себе является центром притяжения людей и естественным образом связывает с Иртышскую набережную с проспектом Маркса, с остановкой автобусов, троллейбусов и трамваев «Цирк». На Бульваре Победы всегда много детей, в том числе и потому, что вокруг бульвара расположено много центров притяжения детей.
Через Бульвар Победы дети ходят в садики, в школы, в художественную и музыкальную школу, в детскую поликлинику, центр художественной гимнастики, цирк, кукольный театр «Арлекин», детские образовательные кружки и крупный детский магазин. Таким образом становится понятно, что на Бульваре Победы всегда будет много детей, и необходимо обеспечить их безопасность на проезжей части.
Сужение проезжей части приводит к снижению скорости, что в свою очередь, снижает риск и тяжесть возможных ДТП. Причём, что очень важно, водители сами интуитивно, на уровне подсознания, снижают скорость движения для обеспечения своего комфортного движения.
Сужение проезжей части позволяет сократить время возможного контакта для людей пересекающих проезжую часть. Из других плюсов сужения - сокращение расходов на механизированную уборку проезжей части, сокращение объёма ливневых стоков.
2. Спрямление расширенного южного проезда
Вопрос: а нужно ли это?
Искривления проезжей части интуитивно, на уровне подсознания, заставляют водителей снижать скорость движения. Поэтому в зонах массового пребывания людей, например, вблизи учебны учреждений, правительственных зданий проезжую часть делают узкой, а также устраивают пешеходные островки или искусственные препятствия для снижения скорости (хороший пример - организация движения у Меги). И наоборот, на загородных плотно загруженных магистралях с целью увеличения скорости движения спрямляют проезжую часть.
В случае южного проезда Бульвара Победы спрямление проезжей части спровоцирует увеличение скорости движения на перекрёстке с улицей Всеволода Иванова… чтобы уже через 120 метров тормозить перед перекрёстком с Иртышской набережной! Расширение и спрямление южного проезда не позволит водителю выиграть и минуты времени, но значительно увеличит риск наезда на пешехода и риск бокового столкновения на перекрёстке с улицей Всеволода Иванова.
Увеличение скорости движения автомобилей значительно увеличивает и шумовое загрязнение окружающего пространства. Когда автомобили едут медленно, рядом можно комфортно разговаривать, а если встать рядом с автомагистралью, то рёв моторов и шум от трения шин заглушит всё.
Именно ради обеспечения безопасности, ради создания территорий, привлекательных для жизни, в цивилизованных городах, наоборот, применяют меры успокоения автомобильного трафика.
В ногу со временем стараются идти и российские города. С целью улучшения безопасности дорожного движения и повышения качества жизни в российских городах тоже применяют мероприятия по успокоению автомобильного трафика.
А Министерство транспорта Российской федерации
разработало и опубликовало на своём сайте
Методические рекомендации по разработке и реализации мероприятий по организации дорожного движения Организация дорожного движения. Методы «успокоения движения».
Таким образом, расширение северного и южного проездов Бульвара Победы идёт вразрез с рекомендациями Минтранса РФ.
Более того, расширение северного и южного проездов Бульвара Победы идёт вразрез с
майским указом Президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
В частности, в новом майском указе говорится о необходимости снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырёх человек на 100 тыс. населения (к 2030 году - стремление к нулевому уровню смертности). А расширение северного и южного проездов и спрямление расширенного южного проезда как раз приводят к росту рисков ДТП и росту тяжести последствий возможных ДТП.
Но, ещё не поздно исправить эту ошибку!
3. Строительство новых парковок
Вопрос: а нужно ли это?
Уже сейчас в радиусе 350-ти метров от Бульвара Победы находятся парковки ёмкостью не менее 250 машиномест. При этом большую часть года парковки не заняты автомобилями и на половину.
Да, несколько раз в год, например, на салют в честь дня города парковочных мест не хватает. Но вы же дома у себя ради того, чтобы пару раз в год собрать гостей не содержите специально отдельную огромную комнату, которую нужно содержать в чистоте, освещать, отапливать зимой и проветривать летом. Так и в городе, стоит ли ради разовых мероприятий строить и содержать асфальтовые поля за счёт скудного городского бюджета? Тем более, что строительство новых парковок идёт вразрез с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В СанПиНе 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в частности указано, что минимальное расстояние до парковки ёмкостью от 11 до 50 машиномест (в проекте заложена парковка ёмкостью 19 машиномест), должно быть НЕ МЕНЕЕ 50 МЕТРОВ!
Дополнительные парковки делают благоустраиваемую территорию хуже: снижают ценные для омичей площади зелёных насаждений, добавляют пешеходам неудобств, препятствий и создают дополнительный источник загрязнения воздуха и почвы в непосредственной близости от места отдыха омичей.
Также, рядом с Бульваром Победы есть огромный резерв для размещения парковочных мест. Это - территории бывших мясокомбината и хлебозавода, отведённые под застройку. Отсутствие строительных работ позволяет использовать освобождённые от производства территории для временного хранения автомобилей.
Учитывая серьёзную миграционную убыль населения в Омске и перенасыщение рынка жилья, парковка на территории бывшего мясокомбината (ровно как и на месте бывшего хлебозавода) может существовать долгое время.
4. Ликвидация выходов к трамвайной остановке «Цирк»
Вопрос: а нужно ли это?
В проекте благоустройства напротив дома Маркса, 38 отводится 1800 квадратных метров под неопределённую «зону игровых площадок». При этом забором перегораживается выход к трамвайной остановке «Цирк» при движении трамвая в сторону трамвайного депо.
Самое интересное, что годами протоптанные народные дорожки, ведущие к трамвайной остановке, мостятся брусчаткой, но перед самой улицей Серова…. обрываются и перегораживаются забором.
Возможно, что авторы проекта решили оградить некую игровую площадку и забыли про пассажиров трамвая и жителей дома Маркса, 38. Необходимо сохранить выходы к трамвайной остановке и вымостить дорожки ведущие к остановке брусчаткой. Иначе, через некоторое время в заборе появятся дырки, а грязь с протоптанного газона будет развозиться по тротуарам.
5. Нарушение пешеходного транзита
К сожалению, не все народные тропинки оказались в проекте вымощены брусчаткой. Отсутствует, например, важная пешеходная тропинка от остановки автобусов и троллейбусов «Цирк» на юго-запад Бульвара Победы к жилым домам. В дальнейшем можно будет ожидать эту тропинку протоптанной по лужайке.
Также, например, цветник по центру Бульвара Победы так и остался на месте пешеходного транзита. Каждую зиму поверх этого цветника протаптывается народная тропа и каждую весну грунт приходится заново перекапывать и восстанавливать зелёные насаждения. Идеальным решением было бы сдвинуть цветник чуть западнее, чтобы не препятствовать пешеходному потоку.
6. Сокращение площади зелёных насаждений
Это - одна из самых острых проблем Омска. Ранее Омск был городом-садом, но за последние 18 лет огромная масса деревьев была уничтожена, скверы были отданы под застройку и парковки, что очень и очень беспокоит омичей. Очень много на эту тему уже сказано, поэтому не буду повторяться.
А ведь верни на деле Омску звание «город-сад» - и люди спасибо скажут! В удобный красивый и экологически чистый город-сад люди потянутся со всей России!
7. Сила слова
Пока я готовил материал, на Иртышской набережной, напротив Бульвара Победы, появились пандусы, о чём я и просил. Это - хорошо!
Материал подготовил председатель Общественного движения «Омичи за трамвай» Юрий Романовский.