Люди по-разному реагируют на разные душевные неблагополучия, тревожные состояния и фрустрацию - кто-то их заедает... кто-то запивает... о фармакологических способах не будем даже упоминать... а я в таких случаях иду на кухню - готовить.
Потому что ничто так не успокаивает и не улучшает душевное состояние, как приготовить что-нибудь по-настоящему вкусное. И ничто не работает в этом смысле настолько эффективно, как мусака.
Потому что мусака - это просто. Но долго. С каждым из ее ингредиентов нужно поработать отдельно, прежде чем они объединятся в финальном аккорде, и эта вереница последовательных действий - настоящая успокоительная медитация.
Начнем ее с красивых сезонных баклажанчиков. Полюбуемся благородным фиолетовым цветом их глянцевой шкурки и... почистим. Потому что сейчас, в конце сезона, их шкурка уже ощутимо жестковатая.
Порежем их не слишком тонкими шайбами, сложим в большую емкость с крышкой, посолим, добавим немного оливкового масла - в мусаке я очень не советую заменять его никаким другим! - и потрясем, чтобы масло и соль распределились по ним равномерно.
Да простят меня все мусаки, съеденные мной на их исторической родине, в благословенной Греции, но все они были, на мой вкус, слишком жирными! Потому что баклажаны для них обжаривались на сковородке - как известно, это верный способ позволить им вобрать максимальное количество жира. А еще это время, потраченное на стояние у плиты, жир и чад на кухне.
Поэтому тут я отступаю от традиции и не обжариваю их, а готовлю их быстрым и жироминимизирующим способом в духовке.
Пока баклажанчики в духовке сами себя готовят, займемся картошкой. Ее нужно тоже порезать шайбами.
Залить кипятком и немного, буквально минут пять поварить.
После чего откинем на дуршлаг и отставим в сторонку до востребования.
Мелко порежем лук.
Притушим его слегка, чтобы он начал золотиться, но не слишком пересох.
И добавим к нему фарш (у меня говяжий постный, с минимальным количеством жира).
Помидорчики порежем тоже мелко, как лук.
Добавим к фаршу, перемешаем и потушим немного, чтобы выпарилась лишняя вода.
Разотрем немного черного перца - немного, для аромата, а не для остроты! Возьмем горсть итальянских или французских трав, конечно же, соль, и с полстаканчика красного вина.
Не пренебрегайте этим ингредиентом! Это может быть самое недорогое вино, но пусть оно будет именно красным сухим.
А тем временем мясная начинка стала практически сухой, из нее выпарилась вся помидорная влага - и мы заменим ее вином.
В этот же момент добавим чеснок.
Добавим травы и соль, перемешаем и оставим потушиться еще столько времени, сколько необходимо, чтобы начинка достигла правильного баланса влажности, чтобы она была сочной, не пересохшей, но и без лишней жидкости.
На дно формы выложим картошку.
Поверх нее баклажаны.
И в этот момент сделаем соус. Я не люблю делать его раньше, потому что он довольно быстро загустевает, так что на этом этапе самое время.
Натрем горсть твердого сыра.
И - я очень советую не забыть об этом! - с пол-чайной ложки мускатного ореха тоже натрем на мелкой терке, его нужно совсем немного, но без него получается совсем не то. Нужен мускат.
На одну конфорку поставим греться молоко.
А на другой, одновременно, обжарим с большим количеством сливочного масла горсть муки.
Не увлекайтесь, мы не хотим, чтобы мука пригорела! Она должна только чуточку позолотиться, как почувствуете характерный ореховый запах, значит, готово.
Значит, не переставая мешать, вливайте в муку подогретое молоко. Сначала мука схватится вот такими комками - не пугайтесь! Продолжайте мешать, и увидите, что они довольно быстро разойдутся, и соус приобретет однородную консистенцию.
Тогда снимайте его с плиты и вмешивайте в него сыр и мускат.
Поверх первого слоя баклажанов выкладываем мясную начинку.
Накрываем вторым слоем баклажанов.
И укрываем все сверху хорошим слоем сырного соуса - его должно быть много, столько, чтобы хватило на всю поверхность, и чтобы между баклажанами тоже было чему протечь.
Распределяем соус по поверхности равномерно. Несколько раз слегка постукиваем дном формы об стол, помогая соусу протечь внутрь, заполнить пустоты.
И минут на 30 отправляем в хорошо разогретую, градусов до 200, духовку.
Даже не знаю, что вам через 30 минут покажется более восхитительным - наполнивший кухню аромат или потрясающий румяный вид.
Сырный соус, запекаясь, создает умопомрачительную поверхность! Это трудно, но дайте мусаке чуть-чуть постоять в духовке, пусть она будет не огненно-горячая, а теплая, так полнее всего можно распробовать всю симфонию ее вкусов и великолепную текстуру.
Вот в эту минуту, позвав к столу близких и раскладывая мусаку по тарелкам, вы и оцените ее терапевтический эффект. Поймете, что в горле больше нет комка, что петля паники, затягивавшаяся на горле, тоже куда-то делась, пока вы готовили один ингредиент за другим, а вы этого даже не заметили.
Теперь ничто не омрачит ваш вечер с близкими за прекрасным ужином. Оно того стоило!
И - как ты там, Греция?.. - скучаю по тебе.