Не секрет, что Буратино очень странное произведение. Неоднократно делались попытки взломать его код. Попробую собрать тут ссылки на исследования и книги на эту тему
1. Это первое исследование на эту тему которое мне встретилось еще на рубеже 90х :
Олег Давыдов. КАРЛО МАРКС И ИОСИФ СИЗЫЙ НОС. Кукольный коммунизм Алексея Н. Толстого . Тут автор предполагает, что Толстой зашифровал историю о тщетности социального эксперимента в России .
Смачно сказано, но, насколько я понимаю в литературе, Алексей Николаевич Толстой хотел сказать: из-за этого Петрушки. Имеется в виду, конечно, Буратино. Его кукольные похождения точно соответствуют хождениям по мукам человеческих персонажей и заканчиваются, естественно, тоже в театре. Но только не в Большом, а в маленьком. Театр называется «Молния», что без обиняков указывает на электрификацию. Я вовсе не утверждаю, что каждому герою «Хождения по мукам» соответствует кукла в «Золотом ключике». Это было бы бессмысленным удвоением. Но вот то, что в основе этих произведений лежит один сценарий, одна идея, один миф, можно утверждать смело. Сразу и назову его - это алхимический миф. Социальный вариант мифа о превращении неблагородного металла в золото. Чистое золото социальной гармонии. Для такого превращения нужны, конечно, технические средства и рецептура
2. Версия Мирона Петровского.
"Что отпирает «Золотой ключик? Сказка написана ради того, что бы показать хождения по мукам Блока. (есть более короткое изложение этой версии в
статье Галины Уваровой "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» И СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК") В этом исследовании фигура Пьеро выдвигается на первый план, потеснив Буратино. Еще бы! За кукольной маской Пьеро Мирон Петровский разглядел лик Александра Блока - оба они поэты, оба страдают - «нетрудно заметить, что Толстой, как, впрочем, и другие его современники, был посвящен в семейную драму Блока.
3. Версия Оксаны и Павла Маслак в статье
Буратино: народный учитель Страны Дураков. Их версия, что в сказке зашифрована история Горького. Кстати, потом исследователь менипей
Барков нашел Горького и в "Мастере и Маргарите". ( Менипея это такая структура произведения, где по ходу произведения есть вложенный сюжет. В Буратино, как и в Гамлете есть пьеса).Лживый сценарий Буратино... Он появился как раз в период, связанный с возвращением Горького из Италии. Это - не те его "Итальянские сказки", а уже самые настоящие советские, прославляющие и репрессивный режим, и "самого лучшего друга всех детей".
4. Версия что "Буратино" - масонское произведение. Ключ, нарисованный очаг - все это очень близко к масонской символике. Некий Арсений Веста (А.ВЕСТА) написал книгу
"Буратино на ступенях масонского храма". Предисловие к ней гласит:
Сказку А.Толстого «Золотой ключик» по современной терминологии можно отнести к форме талантливого римейка. Неужели писателю, создавшему к 1936 году такие шедевры как «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита» не хватало «романа» о приключениях деревянной куклы, чтобы в 1937 году стать членом Верховного Совета СССР? Что двигало пером легендарного «красного графа» при создании им новой версии сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» вместо того, чтобы своим авторитетом способствовать её переизданию?
Арсений Веста открывает перед нами эту, казалось бы, прекрасно известную книгу, и знакомые с детства страницы превращаются в… магическую колоду карт Таро, с которой не расстаются гадалки, адепты секретных масонских учений, а также маги и мистики всех времён и народов.
5. Собственно не исследование, а шутливое обсуждение книги в посте
gns_ua Каморка под камином. В ней можно найти много интересных ссылок и ходов.
kondybasДостоверно:
1. Карло знает Карабаса.
2. Карабас знает Карло, но, вероятно, под другим именем.
3. Карло знает Алису, Базилио и Дуремара
4. Карабас знает, что за дверью
5. Карабас знает, как открыть дверь
6. Карло скрывает дверь драпировкой
7. Карло нужен Карабасу живым
8. Буратина Карлович того же вида, что и карабасовы куклы
Вероятно:
1. Карло знает, что за дверью, но скрывает ее
2. Тортилла владеет ключом, значения которого не знает
3. Тортилла получила ключ от Карло, скорее всего - против воли Карло
4. Тортилла отдает ключ Буратине узнав, что Карло - его отец
Отсюда вырисовывается довольно простой сюжет. Карло и Карабас - бизнес-партнеры. Карло клепает кукол, Карабас - дает представления. К энд К узнают о существовании дверцы. Карло добывает ключ, но не делится им с Карабасом. Карабас пытается отнять ключ, вероятно с привлечением Алисы, Базилио и Дуремара, в результате чего ключ достается Тортилле. Карло выходит из дела и меняет имя. После поисков, Карло обнаруживает заветную дверцу, селится в каморке, а дверцу маскирует. Затем делает Буратину, которого отправляет учиться. Вероятно, с целью отправить на поиски ключа после диверсионно-разведывательной подготовки.
progenes (кажется это Екатерина Шульман)
Скорее всего, всех Карабасовых кукол действительно делал Карло и они действительно клоны, поскольку на первом представлении куклы узнали Буратино. Раньше они его не видели и знать не могли: "...Но тут он, повернувшись к публике, вдруг увидел на передней скамейке деревянного мальчишку со ртом до ушей, с длинным носом, в колпачке с кисточкой...
- Глядите, это Буратино! - закричал Арлекин, указывая на него пальцем.
- Живой Буратино! - завопил Пьеро, взмахивая длинными рукавами. "
Похоже, их всех выпилили из одного ствола. Только один пенек закатился и каким-то образом попал к Джузеппе.
UPD: Добавились новые трактовки
6. Статья
Ирины Уваровой «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» И СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК. МИФ И МИСТИФИКАЦИЯ. Рассматриваются версии трактовки М. Петровского, Л. Кациса, М. Чернышёвой, М. Липовецкого, Е. Толстой, Эдуарда Надточего. Тут много описаний версий - надо читать все. Часть из них вроде статьи Эдуарда Надточего в Синем диване пока не нашёл.
7. ЖЖ исследование Олега Нилова
Матрица Буратино, как продолжение пушкинской матрицы. Попытка пересечь Буратино с Пушкинской матрицей, Внутренним Предиктором СССР и прочими увлекательными наративами. Пост включает ссылки (в том числе на этот пост:) и в том числе разбор
фейковой новости о том, что на книгу Буратино подали в суд православные активисты как на пародию на Евангилие. Но есть и некоторые неизвестные мне исследования. Вроде переложения уже существующих интерепритаций или совсем совсем замороченых эзотерическиех версий:
- "О Буратино" "Был поленом, стал мальчишкой..." Пять юбилеев в жизни Буратино. Татьяны Алёшиной (переложение версии Мирона Петровского)
- КОД БУРАТИНО (О Пути Духа) ( Эзотрерика. Буратино - это не просто сказочный герой, это человек идущий по Пути Духа. Он осознанно попросил о Божественном Водительстве и передал управление своей Жизнью Высшему Я, с Любовью и почтением к Себе как проявлению Духа. Таково было его Намерение.) или
- Код Буратино» или сказка «О восхождении по золотому пути» (Совсем глубокая эзотерика: папа Карло, Джузеппе - Основатели 12 плотности/измерения/вибрации создатели Ключей ДНК, Гипербореи Буратино - душа-ДНК 7 плотности/измерения/вибрации , в 3 измерении форма жизни на основе углерода (деревянный человечек)).
- Книга Татаров Николая Михайловича СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ Путь в мир добра и справедливости Анатомия души. Секреты сознания. Тайна материи. Глава 11. ВРАТА ГРЯДУЩЕГО 1.2 СКАЖИТЕ, КАК ЕГО ЗОВУТ? (Конспирология: У кукловода Карабаса Барабаса длинная борода (финансовая борода «князя мира сего»), о которую он постоянно спотыкается (финансовые и экономические кризисы - кукловод путается в своей бороде, как пушкинский Черномор). Куклы-марионетки (арапы Черномора) боятся бороды кукловода Карабаса Барабаса, а тот хлещет кукол плёткой-семихвосткой (спекулирует на их чувствах)).
8.
Буратино как голем Христа Попытку исправить Игру изнутри весьма оригинальным образом предпринял Христос в период своего воплощения на Землю. На 25-м уровне он создал куклу-механизм, энергетически связанную с его сознанием, т.е. Христос мог управлять ей. Это кукла была своебразным вирусом, который должен был внедриться в системы управления студией на 25 уровне и взломать ее матрикс, выведя людей из сценариев искаженной игры через энергии Христа. Собственно эта кукла - и есть тот самый Буратино, через которого Христос хотел перезаписать сценарии игры на более светлые, основанные на принципе Любви.
Буратино был создан Христом и на Земле, в последний период его жизни в Палестине. Именно для этого он и осваивал мастерство плотника. Он выглядел именно так, как рисуют в сказке, создан из дерева. Только внутри него было два кристалла (в сердечном центре и в голове), от которых шли провода, управляющие конечностями.
Земной Буратино, также связанный с сознанием Христа и его программами на 25 уровне, был очень позитивным роботом, и отлично поднимал общие вибрации населения. При помощи золотого ключика он мог проникать через портал в параллельноую реальность (место недалеко от Голгофы). В параллельной реальности на этом месте был театр (тот, который театр "Молния"), где Буратино играл на сцене, влияя таким образом и на глобальные игровые сценарии.
Холст с очагом - это завеса от матрикс на 25, ключ - артефакт с кодом доступа к сценариям Игр. Под образом Карабаса-Барабаса в сказке выведен Ваал.
Некоторые другие сцены в сказке также откражали реальные события. Что интересно, больше правильного именно в сказке "Буратино", а не "Пиноккио", которая написана раньше.
Например, денежное дерево из сказки имеет прообраз на 25, и там дейтсвительно проявлен сценарий, как люди толпами идут под это дерево и закапывают там свои деньги, ожидая "всходов". Деньги там действительно всходят, но собирают урожай жулики вроде лисы и кота. Дерево это напрямую связано со структурами экономики - разного рода финансовые пирамиды, махинации с вкладами и денежными взносами.
Конец земной истории Буратино далек от хэппи-энда в сказке - в один момент его просто приказали поймать и разобрать на части, что и было сделано. Хотя в театре параллельной реальности он успел сыграть не одну роль.