"Нетграфы"

Feb 17, 2021 17:52

Наткнулся тут на весьма интересный способ представления регулярного железнодорожного расписания в графическом виде, если расписание повторяется каждый час (но не обязательно является тактовым, т.е. не обязательно с равными интервалами между поездами в пределах каждого часа). Авторы идеи назвали этот способ "нетграфом". Проиллюстрировать эту идею можно нетграфом Цюрихского С-Бана или нетграфом всей Швейцарии (на последнем есть условные обозначения на трех языках - немецком, французском и английском, кто какой читает).

Суть можно объяснить очень просто. Каждая сплошная линия - это поезд в час (а точнее графиковая нитка, по которой каждый час идет поезд в одни и те же минуты каждого часа). Разные цвета обозначают разные типы поездов (на нетграфе Швейцарии) или разные маршруты С-Бана (на нетграфе Цюрихского С-Бана). Если поезд ходит раз в два часа (а не раз в час), то он представлен пунктирной линией. Если поезд ходит только в часы "пик" или их всего несколько штук в сутки, но его графиковая нитка представлена линией "точка-пунктир-точка-пунктир". Цифры в месте примыкания линии к прямоугольнику каждой станции означают время прибытия с определенного направления (более ближняя к прямоугольнику станции) и время отправления на это же направление (более дальняя от прямоугольника станции) в минутах каждого часа. Остальные (менее важные) обозначения можно изучить по условным обозначениям.

В результате оказывается возможным отобразить сразу всё расписание сразу для всей сети всего на одном листе бумаге (или одностраничном PDFе). Мне данная мысль показалась чрезвычайно интересной и многообещающей. На таком нетграфе столь просто видеть общие тенденции и закономерности расписания, и вообще становится чрезвычайно легко его использовать. Например, сразу четко видны возможности пересадки на каждой станции и каково время между приходом одного поезда и уходом другого. То есть оказывается возможным воспринимать расписание не на уровне "один поезд за раз" и даже не на уровне "один маршрут или одна линия за раз", а на уровне "сразу вся сеть за раз".

Конечно, такие "нетграфы" требуют регулярного расписания, повторяющегося каждый час, каковым оно является в Швейцарии. Существует множество других причин стараться делать регулярное расписание с координированными пересадками (например, его легкая запоминаемость), и вот такое простое представление видится мне еще одним весьма немаловажным доводом в его пользу.

Несколько других нетграфов (для Люксембурга, Базеля и т.п.) можно найти здесь.

Швейцария, ЖД

Previous post Next post
Up