"Если ты в безопасности, ты не учишься".
Я не часто пишу про те книги, которые читаю, но про одну из них я не могу молчать. Очень хочется, чтобы вы о ней узнали и может быть даже прочитали. Когда я собиралась в
Египет, то постаралась залить в читалку тематические книги: про море, про Египет, про путешествия. Таким образом, ко мне в читалку и загремела книга Славы Курилова "Один в океане". Я слышала про эту книгу до этого, знала что она про человека, который занимался йогой и очень любил море. Но на момент ее прочтения я даже представить не могла, что эта книга про советского гражданина, совершившего один из самых необычных и опасных побегов из СССР. В 1974 году Слава Курилов прыгнул за борт круизного лайнера, который следовал из Владивостока до Экватора и обратно без единой остановки на берегу, и проплыл около 100 км до ближайшего острова. 100 км, вы только вдумайтесь в эту цифру! Лично для меня проплыть один км в бассейне мука адская, а многие мои друзья и вовсе не умеют плавать. Конечно, Слава Курилов имел отличную физическую подготовку: он занимался йогой не пару лет и не 2 дня в неделю кабы абы придется, а планомерно и серьезно, у него был серьезный опыт глубоководных погружений и по образованию он был океанограф. Но все это ничто по сравнению с тем, с чем ему пришлось столкнуться в открытой воде, где он провел более двух суток. Представляете какая сила воли нужна человеку, чтобы просто не запаниковать, чтобы просто не сойти с ума.
"Жизнь - это когда смерть стоит за плечами… Конечная цель - выдержать, и совсем несущественно - выжить или умереть. Я выдержал. Успех был бы и в случае смерти".
Для меня эта книга, конечно же стала откровением, и, хотя во многом жизнь Славы Курилова может показаться несколько странноватой, он верит в Бога и в это же самое время предается многочасовым медитациям, уходит в астрал, но это действительно жизнь человека-действия, который планомерно с детства шел к своей мечте - к морю. И когда Советский Союз лишил его возможности быть рядом с родной стихией, оставив ему лишь Черное море, он принял решение оставить страну. Но был ли это "побег" ради побега или у него был более высокий смысл?!
"Внешняя часть выглядела как побег из одной страны в другую во времени и пространстве; внутренняя была в испытании «здесь и теперь» - на палубе корабля, в океане, на тропическом острове - в каждый данный момент. Смысл испытания был в изменении или, точнее, в разрушении своего прежнего «я». Конечная цель - выдержать, и совсем несущественно - выжить или умереть".
Когда я читала эту книгу в
Египте я проходила курс по фридайвингу и для меня на практике была доказана связь между йогой и подводным плаванием, я увидела связь между открытым и смелым умом исследователя самого себя и городского труса, который опускает голову в воду и уже начинает бояться, что задохнется. В противовес этому я еще и увидела кусочек жизни людей, которые жить не могут без моря. И лучше всего жизнь увлеченных морем людей передает ответ моего преподавателя по фридайвингу на вопрос о том, как у них в Шарме обстоят дела с революцией он ответил мне что: "Под водой все тихо". Революции и политика не касаются увлеченных людей, пока они могут заниматься любимым делом. Да и вряд ли обе эти дисциплины имеют хоть какой-то вес, когда ты находишься на глубине более 100 метров. Также и для Славы Курилова, идеология была побоку, пока она не касалась его лично, но когда он получил статус "невыездного", политика вошла в зону его личных интересов, она перестала давать ему возможность заниматься любимым делом, без которого жизнь не мила.
"В Союзе даже все что можно - нельзя, мы испытали это на себе не раз. Хотя официально я и работал на морском полигоне Севастопольского гидрофизического института инженером и водолазом, жить на берегу мне запрещалось. Жить в городе я не мог - не было прописки. Я оставался на работе допоздна и тайком ночевал либо в служебных помещениях, либо на скале в море, либо в палатке на берегу. Пограничники запрещали ночевать на берегу, гулять у моря и купаться после наступления темноты, потому что это была граница государства. Милиция запрещала ночевать всем без прописки, институт запрещал находиться в районе экспедиции посторонним, а также всем - в нерабочее время. Лесничество запрещало, потому что это был их подконтрольный лес, в этом месте близко подходивший к морю, и они брали за нарушение штраф двести рублей (двухмесячную зарплату)".
А вообще, сколько не старайся, рассказать всю книгу у меня не получится, эту историю нужно узнать от автора. А на худой конец, если не хочется читать, то про этого человека снят документальный фильм "Один в океане". Этот фильм снят очень близко по тексту книги, но уже после смерти ее автора, поэтому в нем только архивные съемки. Но я бы советовала читать книгу, фильм в основном посвящен самому прыжку и 2 дням, которые Слава провел океане и, практически ничего нет из той части, где Слава рассказывает про себя, свое детство и его практику йоги. Да и книга она гораздо более живая, в ней присутствует автор, настоящий, живой человек.
"Очень трудно в наше время высказывать свое мнение. На него тут же начинают нападать и топтать ногами. Я знаю заранее, что очень многие с ним не согласятся. Мне приходится защищать его, прикрывать обеими руками вместо того, чтобы показать со всех сторон. Для меня же чужое оригинальное мнение - то же, что живое растение. Пишу так, как хочу. Для себя. Десять человек всегда это прочтут".