Контроль (2003), Нимрод Антал
Kontroll
8/10
В центре сюжета некий Бульчу - он руководит бригадой контролеров в венгерском метро, его прошлое покрыто завесой тайны, а будущего у него нет: ведь он никогда не выходит на поверхность. Рутинная работа контролеров осложняется всплеском самоубийств в метро.
В будапештской подземке нет турникетов, по вагонам ходят крепкие дядечки и тётечки и спрашивают билеты, зайцам выписывают штрафы. Как про такую работу можно снять увлекательный и глубокий фильм? Нимрод Антал находит решение в эклектике: он сочетает триллер, комедию, романтику, драму, добавляет каплю мистики и сюрреализма. Связующим клеем становятся грязноватые потемки настоящего Будапештского Метрополитена и энергичный запоминающийся саундтрек.
Первая половина фильма задорна и остроумна. Зрителя знакомят с галереей комичных персонажей: контролеров, их начальников и пассажиров. Немало смешных моментов: от изящных монтажных решений до случайных гэгов. Лихие погони поддерживают динамичный ритм.
Ко второй половине настроение меняется, усиливаются мрачные ноты. Режиссер немного путается в своей эклектике, сбавляет обороты, а в итоге сдвигается к чистой аллегории. После оптимистично-светлого финала пространство метро и весь фильм кажутся метафорой Подземелья в самом общем, мифологическом смысле.
Не на все вопросы найдутся ответы, но будет плодородная почва для возможных интерпретаций.
****
Как поймать монстра (2014), Райан Гослинг
Lost River
7/10
Райан Гослинг с помощью оператора Бенуа Деби широкими импрессионистскими мазками рисует мрачную фантазию о городе, обреченном на вымирание. Что ж, дебютант хорошо научился копи-пастить у мастеров цветовое видение, которое стало лучшим элементом фильма, да и неплохо поработал с актерами: отличные безумный Мэтт Смит и Бен Мендельсон, Сирша Ронан, которая просто создана для того, что режиссеры ей любовались. Как гипнотическое зрелище, наполненное поэтическими образами-метафорами, фильм получился удачным. Однако сценарную работу в следующий раз (если таковой еще будет) лучше отдать более опытным коллегам. Даже жаль, что такое визуальное пиршество осталось в рамках крайне рыхлой и сырой истории.
****
Вкус денег (2012), Им Сан Су
Do-nui mat
7/10
Раньше я мало смотрела азиатское кино, в том числе корейское, и пока еще каждый новый фильм кажется странным и необычным.
Мы попадаем в мир неприлично богатых людей, которые хорошо познали одну истину: за деньги можно купить всё. Многомиллионная взятка прокурору в самом начале - лишь заурядный, дежурный способ решать любые проблемы. Далее неторопливым ходом разворачивается внутрисемейная мелочная санта-барбара: клубок интриг, махинаций и преступлений, и бесконечного презрения всех ко всем - террариум, который мы наблюдаем глазами Ён-Джака, секретаря и мальчика на побегушках. Вскоре он и сам невольно вовлекается в водоворот страстей, заставляющий делать выбор между амбициями головокружительной карьеры и самоуважением. Всё это замкнуто главным образом в пространстве одного дома, роскошью которого упивается камера, совершая неоднократные пируэты в холодном лоске стекла и предметов искусства.
Им Сан Су будто снял мыльную "Гибель богов", только без привязки к историческому моменту, добавив пикантности, подчас через секунду превращающуюся в карикатурную нелепицу. Непривычное, но интересное сочетание.
****
Служанка (2010), Им Сан Су
Hanyo
7/10
Тематически этот римейк одноименного фильма 1960г. объединяется со "Вкусом денег" в единую дилогию, хотя сюжетно картины практически не связаны. Здесь так же исследуются отношения власти и подчинения и тема развращенности деньгами. Сюжет о романе служанки с хозяином, правда, попроще да и развивается динамичнее, что делает сей эротический триллер более съедобным для массовой публики по сравнению с тяжеловесным "Вкусом денег". Но все характерные черты Им Сан Су на месте: любование гладкими, сверкающими поверхностями и гламурным декором, откровенный эротизм, скрытая насмешка и какой-нибудь прибабах в конце.
В обеих лентах великолепна Юн Ё Чжон - как в роли властной хозяйки огромной корпорации, так и в роли строгой экономки, верно служащей своим господам (даже чересчур верно).
****
Тайный игрок (2012), Джеймс Марш
Shadow Dancer
5/10
1993-й год. Колетт живет в Белфасте с матерью и братьями. Все они активисты Ирландской республиканской армии. После неудавшегося теракта в Лондоне Колетт арестовывают и предлагают сделку: либо её сын растет без матери, пока она сидит за решеткой, либо она становится информатором МИ5.
Ординарный шпионский триллер для поклонников Клайва Оуэна, хотя порой чувствуется наэлектризованная атмосфера от паранойи, поселившейся внутри одной семьи. Про такие фильмы трудно что-то написать, поскольку они быстро забываются, не оставляют после себя ни горечи, ни радости. Для себя обнаружила удобный повод поближе рассмотреть миленькую Андреа Райзборо, сыгравшую подругу Майкла Китона в недавнем "Бёрдмэне".
****
Любовь с препятствиями (2012), Джеймс Хат
Un bonheur n'arrive jamais seul
6/10
К французским фильмам подобного толка я испытываю сильное предубеждение. Ванильный ромком, густо сдобренный семейными ценностями и неуклюжими гэгами а ля "Невезучие". Тут всё в наборе: он беззаботный музыкант, боится детей и пишет мелодии к рекламным роликам, она - мать троих детей и бывшая жена его сурового босса. Далее типичные превратности любви.
Софи Марсо то и дело "пьерришарит" и достаточно наглядно показывает, что "в 45 баба ягодка опять", балансируя на гранях комплекса Мадонны-Шлюхи. В саундтреке легкие романтические композиции 60-х годов, а на стенах постеры "Касабланки".
Иногда пошловато, иногда даже мило.
****
Космополис (2012), Дэвид Кроненберг
Cosmopolis
4/10
Может быть, Кроненберг впал во грех экранизации, превратив кино в аудиокнигу? Бесконечный поток вербальности льётся на тебя и несладко убаюкивает. В сферическом лимузине в вакууме говорят сферические диалоги о "проклятом капитализме" и обществе потребления. Если это демонстрация левого мировоззрения, то слишком нудная жвачка, если комедия абсурда - то ни капли не смешно. Одна сцена с арт-террористом Матье Амальриком давала надежду на пробуждение ото сна, но анти-кульминация оказалась настолько невыносимой, что впервые за долгое время финальные титры принесли катарсис: "Слава богу, это конец!". Хуже самого фильма была только рецензия, в которой неоднократно упоминался Лакан и анальный дискурс.
А еще, кажется, Паттинсон - плохой актер, но его не-умение использовано специально, чтобы постным выражением лица и неловкими интонациями подчеркнуть общую атмосферу безжизненности.
Совсем не моё кино.
****
Мисима: Финальная глава (2012), Кодзи Вакамацу
11·25 jiketsu no hi: Mishima Yukio to wakamono-tachi
2/10
В картине прослеживается хронология событий, приведших писателя Юкио Мисиму к трагической гибели, то есть период его заигрываний с националистической идеологией и история создания "Общества щита". Правда, об этом я узнала в основном из статьи Википедии, потому что в одной строчке вики больше сюжета и драматургии, чем в двух часах фильма. В двух часах, Карл!
Невнятно слепленные кадры, из которых практически ничего не понятно, снятые в одной декорации, смехотворная актерская игра, никакущий технический уровень. Стилистически напомнило российские сериалы, которые показывают рано утро, когда всё равно никто не смотрит. И то даже в российском шлаке больше драмы и интриги.
Скука и трэш. Особый взгляд Каннского фестиваля порой такой особый.