Щораз Їжакові стає зле, коли йдеться про "твори". Остання Їжача шкільна вчителька української майже завжди дорікала, мовляв, "твори" в вашого щирого покірника геть неправильні, бо треба просто "твір", а то якийсь "твір-роздум".
Одного разу Їжак склав роботу з уривків того, що було у кількох збірках "Мільйон найкращих шкільних творів". Це, вочевидь, сподобалося, адже жодних окремих зауваг у вчительки не виникло.
Щораз Їжакові геть зле, коли йдеться про те, що ці свіжостворені рядки мають сподобатися котрійсь з осіб, що вони причетні до системи навколоакадемічного морального катування. За таких умов виникає хіба така потворна маячня, що вона мусить відповідати наступним вимогам:
"Власне висловлення
Прочитайте наведений текст.
Часто можна почути думку, що з грубою, невихованою особою варто говорити «її мовою», оскільки вона, мовляв, не розуміє іншої. Водночас багато хто вважає, що коли в стосунках із такими людьми ми почнемо грати за їхніми правилами, то вже нічим не відрізнятимемося від них.
Викладіть Ваш погляд на проблему:
Як варто чинити, зіткнувшись із невихованістю, непорядністю іншої людини?
Сформулюйте тезу, наведіть два-три переконливих аргументи, що найкраще підтвердять Вашу думку. Проілюструйте Ваші міркування посиланнями на приклади з художньої літератури чи інших видів мистецтва (зазначте автора й назву твору, укажіть на проблему, порушену митцем, художній образ, через який проблему розкрито, наведіть цитату з твору тощо), історичними фактами або випадками з життя. Не переказуйте змісту художнього твору, не давайте повної характеристики образів. Сформулюйте висновки".
Їжак здобув 13 балів з 20, написавши таке:
"Мені складно згадати, де саме ця, на загал, біблійна настанова відверто й безпосередньо висвітлюється в літературі. На думку спадає хіба якийсь соцреалізм, що він мав на меті, власне, напучувати.
Згадується яскравий образ Мелашки з твору Івана Нечуя-Левицького, де дівчина обирає таку собі мовчазну втечу замість змагання з непереборним виром пристрастей у родині свого чоловіка. Чи є це гідною розв’язкою? Певно, що кожна людина шукає собі кращого місця, де почуватиметься убезпеченою і вільною.
Натомість завше є ті, хто матиме достоту донкіхотівську віру, що до неї подеколи додається щира впертість і наснага. Ці люди здатні ввічливо та переконливо приборкати навіть геть буремні вияви чиїхось психологічних вад.
Моїм власним уявленням більш пасує думка про те, що завжди варто шукати щось добре, увиразнювати й наголошувати його. Навіть за умови, що це якась дрібниця, адже лише у такий спосіб ми спроможні не принизити, не пригнічувати, не створити нову суперечність та привід для подальших непорозумінь.
Звісно, це діє лише за умови, коли всі ладні сприяти тому крихкому "спільному добру". Але ж тільки з цими маленькими спалахами ясності людство й надалі здатне існувати".
* * * Барьер языковой * * *
Каждый раз Ежу становится нехорошо, когда речь идёт о "сочинениях". Последняя Ежиная школьная учительница украинского языка почти всегда пускалась в упрёки, мол, "сочинения" вашего покорного слуги напрочь неправильные, ибо надо просто "сочинение", а там какое-то "сочинение-рассуждение".
Однажды Ёж сложил работу из отрывков того, что было в нескольких сборниках "Мильон самых лучших школьных сочинений". Это, очевидно, понравилось, ведь никаких отдельных замечаний у учительницы не возникло.
Каждый раз Ежу совсем нехорошо, когда речь о том, что эти свеженаписанные строчки должны понравиться какой-то из особ, что они причастны к системе околоакадемических моральных пыток. В таких условиях возникает разве что такая жуткая околесица, которая должна соответствовать следующим требованиям:
"Собственное высказывание
Прочтите приведённый текст.
Часто можно услышать мысль, что с грубой, невоспитанной личностью стоит разговаривать "на её языке", поскольку она, мол, не понимает другого языка. В то же время многие считают, что когда в отношениях с такими людьми мы начнём играть по их правилам, то уже ничем не будем отличаться от них.
Изложите Ваш взгляд на проблему:
Как нужно поступать, столкнувшись с невоспитанностью, непорядочностью другого человека?
Сформулируйте тезис, приведите два-три убедительных аргумента, лучше всего подтверждающих Вашу мысль. Проиллюстрируйте Ваши размышления ссылками на примеры из художественной литературы или других видов искусства (отметьте автора и название произведения, укажите на проблему, поставленную художником, художественный образ, через который проблема раскрыта, приведите цитату из произведения и так далее), историческими фактами или случаями из жизни. Не пересказывайте содержание художественного произведения, не давайте полной характеристики образов. Сформулируйте выводы".
Ёж получил 13 из 20 баллов, написав такое:
"Мне трудно вспомнить, где именно эта, в общем-то, библейская установка откровенно и непосредственно освещается в литературе. В голову приходит разве что какой-нибудь соцреализм, который имел целью, собственно, увещевать.
Вспоминается яркий образ Мелашки из произведения Ивана Нечуя-Левицкого, где девушка выбирает эдакий молчаливый побег вместо борьбы с непреодолимым водоворотом страстей в семье своего мужа. Является ли это достойным решением? Наверняка каждый человек ищет себе лучшего места, где будет чувствовать себя защищённым и свободным.
В то же время всегда есть те, у кого будет вправду донкихотовская вера, что к ней иногда прилагается искреннее упрямство и отвага. Эти люди способны вежливо и убедительно приручить даже напрочь бурные проявления чьих-то психологических недостатков.
Моим собственным представлениям более соответствует мысль о том, что всегда стоит искать что-то хорошее, подчёркивать его и сосредотачиваться на нём. Даже при условии, что это какая-то мелочь, ведь только таким образом мы способны не унизить, не угнетать, не создать новое противоречие и повод для дальнейших недоразумений.
Конечно, это действует лишь при условии, когда все готовы способствовать тому хрупкому "общему добру". Однако лишь с этими маленькими вспышками ясности человечество и дальше способно существовать".