А минулого четверга, під час
"Єврейських днів у Ратуші" пан Крістоф Мік (Christoph Mick) з містечка Ворік (Warwick), що на Ейвоні, розповідав про відтинок часу між 1939 та 1945 роками у Львові. Після лекції пана Міка не спитали хіба про британський плебісцит, бо були запитання і про пам’ятники жертвам, і про Ірляндію, і про суперечливість тих
(
Read more... )
Для себя я отвечаю на него примерно таким образом...
Мы подчас даже не представляем, среди какого разнообразия характеров и судеб мы живём, как в каждом конкретном человеке сплетается из разных нитей его собственный опыт. Как правило, опыт этот очень пёстрый.
Когда речь идёт о массовом насилии, важно понимать, что в этом случае в людях начинают говорить их травмы. Это многоголосие. Этих травм может быть очень много. Как какой-то советский писатель, к примеру, рассказывал о годах очередной смуты - он тогда был подростком или ребёнком. Он писал о том моменте, когда вдруг стало ясно, что из магазина или со склада можно вынести всё, что душе угодно. И ничего за это не будет. И как они бросились это всё тащить. И, я думаю, они это сделали не только потому, что вдруг ощутили вседозволенность, а и потому, что... хорошо знали, что такое голод. Знали, что такое нищета. Это, пожалуй, примерно так и нужно представлять, как раскачиваемые внешним хаосом качели между уголовником и гражданином в пределах одной личности.
Разумеется, когда речь идёт об убийствах, издевательствах над другими - всё ещё острее: кто-то внезапно получил возможность отыграться за все свои беды на "этих вот всех", кто-то - в силу определённых жизненных обстоятельств - толстокожий - в этих условиях потешается над чувствительностью иных... И так далее.
И всё происходящее настолько необъяснимо, внезапно, что, как, опять же, говорят на "Еврейских днях", есть множество воспоминаний, где люди поражены, потрясены увиденным. Потрясены, наблюдали... и, в общем-то, ничего не могли сделать...
В целом, то, что ты называешь гнилью, - это клубок травм, о которых не говорили, которые "ради приличий" подавляли в мирное время, чувствуя себя глубоко ущемлёнными. Клубок травм, которые предстали во всей красе во время хаоса. Зачастую по логике: "в мирное время жили они, а сейчас - заживём мы".
Разумеется, ко всему вышеописанному нужно добавить и психическую нестабильность некоторых людей. И попытаться представить вот это всё в движении ))
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Но... Это мы сейчас об этом думаем. Всё-таки люди большую часть истории об этом вообще не думали. И, в частности, даже делали добрые дела, которых, в общем-то, стоит думать )
Reply
(The comment has been removed)
Тут ещё я бы добавил то, что хаос ведь не какой-то совершенно отдельный от нас. Хаос - пусть и "внешний" - он тоже от людей.
И с физикой в этой фразе не всё ладно... В общем, она мне уже не нравится ))
Reply
Reply
Reply
Leave a comment