Чому? Pourquoi? Почему?

Jul 18, 2016 22:54

А минулого четверга, під час "Єврейських днів у Ратуші" пан Крістоф Мік (Christoph Mick) з містечка Ворік (Warwick), що на Ейвоні, розповідав про відтинок часу між 1939 та 1945 роками у Львові. Після лекції пана Міка не спитали хіба про британський плебісцит, бо були запитання і про пам’ятники жертвам, і про Ірляндію, і про суперечливість тих ( Read more... )

история, философия, филология, французский язык, Місто Лева

Leave a comment

yojik_ali July 20 2016, 19:54:02 UTC
Это хороший вопрос, Света...

Для себя я отвечаю на него примерно таким образом...

Мы подчас даже не представляем, среди какого разнообразия характеров и судеб мы живём, как в каждом конкретном человеке сплетается из разных нитей его собственный опыт. Как правило, опыт этот очень пёстрый.

Когда речь идёт о массовом насилии, важно понимать, что в этом случае в людях начинают говорить их травмы. Это многоголосие. Этих травм может быть очень много. Как какой-то советский писатель, к примеру, рассказывал о годах очередной смуты - он тогда был подростком или ребёнком. Он писал о том моменте, когда вдруг стало ясно, что из магазина или со склада можно вынести всё, что душе угодно. И ничего за это не будет. И как они бросились это всё тащить. И, я думаю, они это сделали не только потому, что вдруг ощутили вседозволенность, а и потому, что... хорошо знали, что такое голод. Знали, что такое нищета. Это, пожалуй, примерно так и нужно представлять, как раскачиваемые внешним хаосом качели между уголовником и гражданином в пределах одной личности.

Разумеется, когда речь идёт об убийствах, издевательствах над другими - всё ещё острее: кто-то внезапно получил возможность отыграться за все свои беды на "этих вот всех", кто-то - в силу определённых жизненных обстоятельств - толстокожий - в этих условиях потешается над чувствительностью иных... И так далее.

И всё происходящее настолько необъяснимо, внезапно, что, как, опять же, говорят на "Еврейских днях", есть множество воспоминаний, где люди поражены, потрясены увиденным. Потрясены, наблюдали... и, в общем-то, ничего не могли сделать...

В целом, то, что ты называешь гнилью, - это клубок травм, о которых не говорили, которые "ради приличий" подавляли в мирное время, чувствуя себя глубоко ущемлёнными. Клубок травм, которые предстали во всей красе во время хаоса. Зачастую по логике: "в мирное время жили они, а сейчас - заживём мы".

Разумеется, ко всему вышеописанному нужно добавить и психическую нестабильность некоторых людей. И попытаться представить вот это всё в движении ))

Reply

(The comment has been removed)

yojik_ali July 21 2016, 11:50:55 UTC
Ёж не может быть человеком, Света ))

Reply

(The comment has been removed)

yojik_ali July 21 2016, 13:31:00 UTC
Да, предугадать невозможно. Иногда среди спонтанности, очень быстро вдруг делаешь, говоришь совсем не то, что можно было бы потом обосновать чем-нибудь таким вот... высокоморальным.

Но... Это мы сейчас об этом думаем. Всё-таки люди большую часть истории об этом вообще не думали. И, в частности, даже делали добрые дела, которых, в общем-то, стоит думать )

Reply

(The comment has been removed)

yojik_ali July 21 2016, 13:51:01 UTC
Ну... Я же родился в прекрасной перестроечной действительности, Света. Возможно, в других условиях я бы так это не определил.

Тут ещё я бы добавил то, что хаос ведь не какой-то совершенно отдельный от нас. Хаос - пусть и "внешний" - он тоже от людей.

И с физикой в этой фразе не всё ладно... В общем, она мне уже не нравится ))

Reply

laralelya July 22 2016, 12:42:57 UTC
Но Ёж может быть очень "человеческим")

Reply

yojik_ali July 22 2016, 21:09:52 UTC
Ну разве что так... ))

Reply


Leave a comment

Up